Новости и аналитика Аналитические статьи Оформление безвозмездной передачи материальных ценностей

Оформление безвозмездной передачи материальных ценностей

Бюджетное учреждение является подведомственным Минздравсоцразвития России. По договору пожертвования производится безвозмездная передача материальных ценностей (например, медикаментов) в учреждение. Данные ценности поступают в учреждение от коммерческих организаций адресно (например, для кафедры детской педиатрии учреждения). Как производится оформление безвозмездной передачи товарно-материальных ценностей принимающей стороной.

Оформление договорных отношений

Безвозмездное получение бюджетным учреждением имущества может осуществляться по договору дарения или по договору пожертвования.

Согласно п. 1 ст. 572 Гражданского кодекса по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

В соответствии с п. 1 ст. 574 ГК РФ дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому, может быть совершено устно. Передача дара осуществляется посредством его вручения, символической передачи (вручение ключей и т.п.) либо вручения правоустанавливающих документов. Случаи, когда договор дарения должен быть совершен в письменной форме, предусмотрены п. 2, п. 3 ст. 574 ГК РФ.

Договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме в случаях, когда:

  • дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает 3000 руб.;
  • договор содержит обещание дарения в будущем.

В перечисленных выше случаях договор дарения, совершенный устно, ничтожен.

Договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.

Согласно Гражданскому кодексу в качестве особого вида договора дарения выделяется договор пожертвования. Так, в соответствии с п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвование - это дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ. На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия (п. 2 ст. 582 ГК РФ). К форме договора пожертвования как и к форме договора дарения применяются требования ст. 574 ГК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 582 ГК РФ пожертвование имущества юридическому лицу может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества. Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертовованного имущества.

Следует также учитывать, что права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ (п. 1 ст. 120 Гражданского кодексса), согласно которой любое имущество (независимо от источников поступления) закрепляется за бюджетным учреждением на праве оперативного управления.

Таким образом, договор пожертвования является разновидностью договора дарения. Материальные ценности, поступившие от коммерческой организации в качестве пожертвования, с учетом положений ст. 296 ГК РФ, закрепляются за учреждением на праве оперативного управления.

Бюджетный учет

Единый порядок ведения бюджетного учета в Российской Федерации установлен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция N 148н).

В соответствии с п. 52 Инструкции N 148н материальные запасы принимаются к бюджетному учету по фактической стоимости. Фактическая стоимость материальных запасов, полученных учреждением по договору дарения, определяется исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к бюджетному учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 55 Инструкции N 148н).

Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бюджетному учету (п. 13 Инструкции N 148н). Согласно п. 6.2 Отраслевых особенностей бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации, утвержденных Минздравсоцразвития России, текущая рыночная стоимость материальных запасов определяется по данным средств массовой информации (Интернета, газет, рекламных каталогов), органов статистики, организаций-изготовителей. При этом обоснование расчета текущей рыночной стоимости должно быть подтверждено документально.

При определении текущей рыночной стоимости учитывается информация о сделках, заключенных на момент принятия материальных запасов к бюджетному учету, с идентичными (однородными) материальными запасами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых материалов (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены (их повышение или понижение).

Условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) материальных запасов признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких материальных запасов, либо может быть учтено с помощью поправок.

Следовательно, при безвозмездном получении материальных ценностей по договору пожертвования комиссия учреждения должна определить их текущую рыночную стоимость, которая может отличаться от стоимости, указанной в сопроводительных документах организации-жертвователя. Сведения передающей организации в данном случае носят информационно-справочный характер, ими также можно руководствоваться при определении текущей рыночной стоимости материалов. Однако следует иметь в виду, что эта информация может говорить лишь о том, по какой стоимости учитывались ценности у передающей организации, но не отражать в полной мере стоимость, по которой материалы могут быть реализованы на дату их принятия к учету.

Заключение комиссии учреждения о рыночной стоимости безвозмездно полученных материальных ценностей может быть оформлено актом произвольной формы, содержащим обязательные реквизиты в соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", с приложением документов, подтверждающих выбранную стоимость. При поступлении ценностей может быть составлен Приходный ордер по форме N М-4 (0315003). Форма Приходного ордера утверждена постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве".

Кроме того, при безвозмездном получении бюджетным учреждением имущества от коммерческой организации следует учитывать, что у получателя бюджетных средств могут возникнуть дополнительные расходные обязательства, связанные с доставкой данного имущества, его хранением, доведением до состояния, пригодного к использованию, и т.д.

В соответствии с п. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Следовательно, в соответствии с бюджетным законодательством учреждение не вправе принимать бюджетные обязательства, не обеспеченные соответствующими лимитами.

Таким образом, при принятии решения о безвозмездном получении имущества учреждению прежде всего необходимо проверить наличие лимитов бюджетных обязательств для осуществления расходов, связанных с дальнейшим использованием этого имущества. В ряде случаев (особенно это касается получения объектов основных средств) решение о безвозмездном получении объектов имущества требует предварительного согласования с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, а также предполагает определенный документооборот.

Принятие к бюджетному учету материальных ценностей (например медикаментов), полученных по договору пожертвования от коммерческой организации, может быть отражено в бюджетном учете учреждения следующими записями:

1. В случае отсутствия у учреждения дополнительных расходов, связанных с безвозмездным получением материальных ценностей:

Дебет КРБ 010501340 Кредит КДБ 040101180
- приняты к бюджетному учету медикаменты по рыночной стоимости.

2. В случае наличия у учреждения дополнительных расходов, связанных с безвозмездным получением материальных ценностей:

Дебет КРБ 010604340 Кредит КДБ 040101180
- отражение по текущей рыночной стоимости полученных безвозмездно медикаментов;

Дебет КРБ 010604340 Кредит КРБ 030200730
- включена в фактическую стоимость медикаментов стоимость транспортных услуг по доставке и т.д.;

Дебет КРБ 010501340 Кредит КРБ 010604440
- приняты к учету медикаменты по сформированной стоимости.

При этом в разряде 18 номеров счетов указывается тот код вида деятельности, в рамках которой учреждение планирует использовать полученные материальные ценности.

Аналитический учет материальных запасов ведется на Карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (п. 59 Инструкции N 148н). Аналитический учет продуктов питания ведется в Оборотной ведомости по нефинансовым активам. Записи в Оборотную ведомость по нефинансовым активам производятся на основании данных Накопительной ведомости по приходу продуктов питания и Накопительной ведомости по расходу продуктов питания. Ежемесячно в Оборотной ведомости по нефинансовым активам подсчитываются обороты и выводятся остатки на конец месяца.

Материально ответственные лица ведут учет материальных запасов в Книге (Карточке) учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству.

Налоговый учет

Согласно п. 1 ст. 246 Налогового кодекса российские организации признаются плательщиками налога на прибыль организаций. При этом объектом обложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком (ст. 247 НК РФ). Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями определены в ст. 321.1 НК РФ.

Налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников (абзац 1 п. 1 ст. 321.1 НК РФ).

В целях налогообложения прибыли иными источниками (доходами от коммерческой деятельности) признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы (абзац 2 п. 1 ст. 321.1 НК РФ).

Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности (абзац 3 п. 1 ст. 321.1 НК РФ). В налоговом учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Доходы определяются в соответствии со ст.ст. 248-251 НК РФ на основании данных первичных учетных документов и налогового учета. Расходы, принимаемые в целях налогообложения прибыли, должны соответствовать критериям, предусмотренным ст. 252 НК РФ.

Для целей налогообложения прибыли организаций имущество, работы, услуги или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если их получение не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество или имущественные права передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги) (п. 2 ст. 248 НК РФ).

Доходы в виде безвозмездно полученного имущества, работ, услуг, имущественных прав признаются внереализационными доходами (п. 8 ст. 250 НК РФ). Однако не все безвозмездно полученные средства признаются налогооблагаемым доходом. Исключение составляет имущество (работы, услуги), полученное безвозмездно по основаниям, указанным в ст. 251 НК РФ.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, не учитываются некоммерческими организациями при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Поскольку в соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждение является некоммерческой организацией, оно вправе применить льготу, предусмотренную пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ.

Таким образом, материалы, поступившие безвозмездно по договору пожертвования, не учитываются учреждением при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс РФ
  2. Налоговый кодекс РФ
  3. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
  4. Инструкция по бюджетному учету: приказ Минфина России от 30.12.2008 N 148н

Д. Хенкеева,
Ю. Кошелева,
эксперты службы
Правового консалтинга ГАРАНТ
Статья опубликована в журнале
"Бухгалтерский учет в бюджетных и
некоммерческих организациях" №
8 апрель 2010 год.

Читать ГАРАНТ.РУ в и