Новости и аналитика Аналитические статьи Переход к экономике замкнутого цикла: перезапуск системы расширенной ответственности производителей, запрет на неперерабатываемые материалы, стимулирование использования вторсырья

Переход к экономике замкнутого цикла: перезапуск системы расширенной ответственности производителей, запрет на неперерабатываемые материалы, стимулирование использования вторсырья

Переход к экономике замкнутого цикла: перезапуск системы расширенной ответственности производителей, запрет на использование неперерабатываемых материалов, стимулирование использования вторсырья
OlhaKostiuk / Depositphotos.com

Одним из показателей, по которому будет оцениваться достижение к 2030 году национальной цели по обеспечению комфортной и безопасной среды для жизни (в соответствии с Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474; далее – Указ № 474), является создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), обеспечивающей сортировку 100% отходов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза.

Переход к новой системе обращения с ТКО, основы формирования и поэтапного запуска которой закреплены в гл. V.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон № 89-ФЗ), вступившей в силу 1 января 2016 года, напомним, является важной частью так называемой мусорной реформы, практическая реализация которой началась, по сути, только в 2019 году.

За два года, по данным ППК "Российский экологический оператор" (далее – ППК РЭО; компания создана в 2019 году – в соответствии с Указом Президента РФ от 14 января 2019 г. № 8 – в целях формирования комплексной системы обращения с ТКО и обеспечения управления ею, предотвращения вредного воздействия таких отходов на людей и окружающую среду и вовлечения их в хозяйственный оборот), удалось достичь определенных положительных результатов. На сегодняшний день в России осуществляют деятельность 173 региональных оператора по обращению с ТКО, проблемными из них являются меньше 10, причем на протяжении двух последних лет, по словам генерального директора ППК РЭО Дениса Буцаева, происходит плавная ротация тех операторов, которые не справляются со своими функциями.

Охват населения услугами региональных операторов по итогам 2020 года составил 82%. Показатель собираемости платы за обращение с ТКО стабильно растет: если в конце 2019 года в среднем по России он составлял около 77%, то в 2020 году – уже 85,7%, а в первом квартале 2021 года – более 86% (фактически собрано 50 млрд руб., а выставлено счетов на 58 млрд руб.). Всего в этом году, по прогнозам ППК РЭО, будет собрано примерно 197 млрд руб. Регионы – лидеры по собираемости платежей: Белгородская, Липецкая, Оренбургская и Московская области – показатель собираемости у них составляет 94%, 92%, 90% и 85% соответственно. Худшие значения данного показателя зафиксированы в Чеченской республике – около 40%, республиках Ингушетия – 16% – и Дагестан – 10%.

Примерно 30% собранных отходов – около 20 млн т (всего, по экспертным оценкам, в год в России образуется примерно 60 млн т ТКО) сортируется, однако 2/3 из них потом все равно попадает на полигоны – в связи с недостаточностью мощностей по утилизации отходов (под которой, напомним, в соответствии со ст. 1 Закона № 89-ФЗ понимается вовлечение отходов в оборот после предварительной подготовки, а также использование ТКО в качестве вторичных энергетических ресурсов после извлечения из них полезных компонентов). "По документам [имеется в виду отчетность об утилизации. – ГАРАНТ.РУ] сейчас получается, что по большинству фракций мы перевыполнили планы по утилизации, но объемы заехавших на полигоны отходов показывают, что в реальности этого не произошло", – подчеркивает Денис Буцаев.

При этом Правительство РФ обозначило, что одним из ключевых направлений экологической повестки на ближайшую перспективу является переход к экономике замкнутого цикла. "Ежегодно мы накапливаем более 8 млрд т разных отходов. Наша задача – создать систему, при которой полезная их часть будет возвращена в оборот. У нас пока еще линейная модель обращения с ресурсами: ежедневно производятся внутри страны и завозятся из-за границы миллионы товаров, после использования они просто превращаются в мусор, более 90% которого преимущественно захоранивается на полигонах. Переработка, безусловно, тоже присутствует, но далеко не всех товаров. Нам необходимо совершить качественный и быстрый прорыв в этом направлении, чтобы уже к 2024 году граждане почувствовали видимый результат. Планируем вовлекать в оборот до 50% вторичного сырья из отходов в строительстве, сельском хозяйстве, промышленности. В результате объем захоронений к 2030 году сократится вдвое", – заявила курирующий сферу экологии вице-премьер Виктория Абрамченко в ходе пленарного заседании IX Невского международного экологического конгресса.

Опираясь на обнародованные представителями профильных министерств и организаций, в том числе в рамках упомянутого экологического конгресса и Петербургского международного экономического форума – 2021, данные, посмотрим, какие мероприятия планируется реализовать в сфере обращения с ТКО при переходе к экономике замкнутого цикла.

 

Каким образом предполагается увеличить объем перерабатываемых и используемых повторно ТКО?

Разумеется, экономика замкнутого цикла предполагает переработку и повторное использование всех видов отходов. ТКО в общем объеме образуемых за год в нашей стране отходов составляет только 7%, однако разработка мер по максимальному их вовлечению в оборот в качестве вторичных материальных ресурсов признается экспертами первоочередной задачей, и Минприроды России совместно с ППК РЭО уже определили конкретные направления организации такой работы.

Нюансы расчета и уплаты экологического сбора – в материале "Экологический сбор" Энциклопедии решений системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

Сокращение объема образования отходов. В рамках этого направления предполагается, во-первых, добиться четкого разграничения ТКО на две группы: отходы, которые могут быть эффективно переработаны, и отходы, которые невозможно переработать эффективно, а также неперерабатываемые, – и постепенно сокращать использование материалов, приводящих к возникновению последних. Во-вторых, планируется стимулировать производителей к производству тех видов продукции, которые перерабатываются наиболее эффективно, – путем дифференциации ставок экологического сбора в зависимости от сложности переработки товара или упаковки. Такой принцип заложен в Концепции совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки, утвержденной Правительством РФ 28 декабря 2020 года. Подробнее о том, что будет представлять собой система расширенной ответственности производителей (далее – система РОП) после перезапуска в соответствии с концепцией, расскажем далее. 

Создание инфраструктуры обращения с отходами. Речь идет о мощностях, используемых на всех этапах деятельности по обращению с ТКО: коммунально-бытовом оборудовании (мусоросборниках), позволяющем осуществлять раздельный сбор отходов, мусоросортировочных и утилизационных предприятиях. Причем важно понимать, что существуют разные виды этих объектов.

Для сбора отходов могут использоваться как простые урны и контейнеры, так и автоматизированные пункты приема, например фандоматы: в Подмосковье, в частности, согласно размещенной на официальном сайте Правительства Московской области информации до конца текущего года будет установлено 900 таких аппаратов для сбора пластиковых бутылок и алюминиевых банок (в школах, магазинах и на общественных территориях – места размещения выбирали, учитывая результаты голосования жителей региона).

Объекты утилизации необходимо строить с учетом ее вида, в приоритете – материальная, то есть использование отходов в виде сырья для производства продукции (причем более предпочтительным является рециклинг, то есть переработка в аналогичные виды товаров, к примеру – стекла в стекло, а не даунциклинг, то есть производство товаров с иными потребительскими свойствами, например стекловаты из стекла). Этот приоритет косвенно закреплен нормативно – в единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания и размещения ТКО (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2020 г. № 1657) указано, что выбирать технологические решения для таких объектов необходимо в определенной последовательности: сначала должна обеспечиваться обработка ТКО для выделения фракций, пригодных для дальнейшей утилизации, затем утилизация выделенных отходов с использованием их потенциала материального ресурса, далее утилизация выделенных из ТКО фракций путем использования их в качестве энергетического ресурса, потом уже обезвреживание и захоронение ТКО. Однако на практике, как правило, место осуществления всех этих действий не совпадает – отдельно строятся мусоросортировочные комплексы, предприятия по переработке вторсырья, мусоросжигательные заводы, а оставшиеся после утилизации так называемые хвосты отправляются на существующие полигоны.

Поэтому эксперты предлагают подумать о четком закреплении приоритизации непосредственно видов утилизации. При этом советник губернатора Московской области, председатель научно-технического совета ППК РЭО Александр Коган, например, считает, что сделать это нужно именно путем принятия нормативного акта. "Если иерархия обращения с отходами в РФ, начиная от контейнера, заканчивая тем, что мы будем делать с неперарабатываемыми хвостами, будет закреплена в нормативном акте, регионы и непосредственно участники рынка будут подстраиваться под него. Потому что пока, и мы увидели это, анализируя, в частности, действующие заводы на Дальнем Востоке, декларируется до 30%, а в реальности всего 3-5% того, что может быть переработано, добывается при сортировке", – пояснил эксперт. Минприроды России, в свою очередь, полагает, что приоритизация видов утилизации может быть обеспечена не в рамках закона или подзаконного нормативного акта, а непосредственно на практике – этот принцип планируется учитывать при разработке мер поддержки проектов по созданию необходимых для работы с ТКО мощностей.

На энергетическую утилизацию, по разным экспертным оценкам, пока должно направляться не менее 45% объема ТКО, – по причине того, что товары или упаковка изготовлены из неперерабатываемых материалов, либо в связи с сильным загрязнением отходов, что делает их материальную утилизацию слишком дорогой. Осуществляться такая утилизация может в первую очередь непосредственно на мусоросжигательных предприятиях: напомним, создание пяти таких заводов – четырех в Подмосковье и одного в Республике Татарстан – предусмотрено приоритетным проектом "Чистая страна", строительство ведет АО "РТ-Инвест" (входит в госкорпорацию "Ростех"; подробную информацию о соответствующем проекте "Энергия из отходов" – о технологиях, которые будут использоваться на этих заводах, обеспечении экологической безопасности при сжигании отходов, процессе производства электроэнергии, результатах реализации проекта и т. д. – можно найти на специальном ресурсе по адресу: w2e.ru). 

МНЕНИЕ

Роман Куприн, заместитель директора Департамента металлургии и материалов Минпромторга России:

"Достичь поставленную президентом в Указе № 474 цель – до 2030 года перейти к обработке 100% отходов и снизить объемы захоронения в два раза – методом только материальной утилизации невозможно, нужно понимать, что это мировая тенденция – во всех странах, несмотря на то что большинство из них поставили себе задачу исключить из оборота неперерабатываемые фракции, какая-то их часть все равно остается, поэтому до сих пор присутствует система энергетической утилизации таких фракций. Нам, даже чтобы довести уровень энергетической утилизации до среднеевропейских значений, не хватит пяти строящихся заводов. По нашим подсчетам, необходимо построить еще порядка 25 мусоросжигательных заводов суммарной мощностью 15 млн т в год.

Мы уверены, что на первом месте должна стоять переработка в конечную продукцию, а не энергию – это соответствует пирамиде приоритетов, принятой во всем мире. Но в ближайшее время, какие бы мы ни поставили планы по отказу от неперерабатываемых видов упаковки и товаров, все равно останутся неперерабатываемые фракции, которые можно только сжечь, и загрязненные отходы – порядка 25% хвостов, которые пока придется отправлять на энергетическую утилизацию. И, думаю, в ближайшие 25-30 лет не получится кардинально изменить ситуацию.

При этом стоит помнить, что у нас уже отработана схема, которая не позволяет направлять на энергетическую утилизацию неотсортированные отходы – на нее должны отправляться только оставшиеся после сортировки хвосты".


Альтернативой сжиганию на специально создаваемых заводах является использование неперабатываемых фракций, извлеченных из ТКО, для создания RDF-топлива (refuse derived fuel (дословно – произведенное из мусора топливо) – сырье, получаемое после извлечения из ТКО полезных и опасных фракций, спрессованное в гранулы или брикеты) для цементных заводов. "Температура в цементных печах – до 2000 °С, это позволяет сжигать любые виды отходов, кроме опасных. Оставшуюся после сжигания золу мы используем при производстве цемента, вырабатываемую энергию тоже потребляем сами. Если сравнивать такой метод с утилизацией на мусоросжигательных заводах, то можно отметить, что у последней есть свои преимущества: вырабатывается электроэнергия, которую можно продавать, однако после такого сжигания остается зола, которую нужно размещать на специализированных полигонах, это непростое дело", – отметил генеральный директор компании ЛафаржХолсим Россия Максим Гончаров. Эксперт подчеркнул, что всю существующую инфраструктуру цементных заводов – в настоящее время в России действует 52 завода в разных регионах – можно успешно задействовать для утилизации ТКО после незначительной модернизации, что существенно дешевле создания большого количества мусоросжигательных заводов, поэтому следует подумать о включении этих объектов в федеральную схему обращения с отходами.  

Федеральная схема, кстати, может быть утверждена до конца текущего года – по словам Дениса Буцаева, проект документа, который представляет собой не просто объединение сведений из территориальных схем о существующих объектах накопления, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов, но и содержит информацию об объектах, которые планируется создать в рамках полноценного запуска новой системы обращения с ТКО, уже готов и согласован со всеми регионами. Но в связи с планами по изменению порядка утверждения федеральной схемы – предлагается утверждать ее актом наблюдательного совета или правления ППК РЭО, а не распоряжением Правительства РФ, как предусмотрено сейчас (п. 17-19 Правил разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с ТКО), чтобы сделать процесс ее изменения более быстрым, – было принято решение подождать и утвердить схему уже по новым правилам.

Разумеется, ключевым вопросом при создании инфраструктуры обращения с ТКО является финансирование. Разработка мер по привлечению частных инвесторов к реализации инвестиционных проектов в области обращения с ТКО, включающих в том числе финансирование таких проектов, – одна из основных функций ППК РЭО (подп. "б" п. 4 Указа Президента РФ от 14 января 2019 г. № 8). Пока оператор может финансировать проекты двумя способами: участием в уставных капиталах инвесторов и предоставлением поручительств по кредитам, займам и другим обязательствам инвесторов (п. 7 Правил предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в ППК РЭО). Однако уже 2 июля вступит в силу Постановление Правительства РФ от 22 июня 2021 г. № 959, предусматривающее возможность приобретения облигаций, выпущенных с целью финансирования проектов. Как отметил Денис Буцаев, выкуп облигаций – одна из наиболее востребованных рынком мер, поэтому уже в этом году с ее помощью оператор рассчитывает направить 8 млрд руб. на поддержку 12 инвестиционных проектов в области обращения с ТКО, что позволить привлечь в отрасль около 30 млрд руб.

Также в этом году могут быть утверждены новые – бессрочные – правила предоставления регионам субсидий в целях софинсирования обязательств по приобретению контейнеров для раздельного накопления ТКО: проект соответствующих изменений в Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" подготовлен Минприроды России (документ размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, ID: 01/01/04-21/00115116). Предполагается, что за средства субсидии можно будет закупать только произведенные на территории РФ контейнеры.

Кроме того, как сообщил заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Тетенькин, министерство сейчас готовит предложения по формированию большого пакета мер поддержки в сфере реализации проектов по созданию инфраструктуры обращения с ТКО, предполагающего поэтапное расширение перечня мер и увеличение объемов поддержки.

Стимулирование использования вторичных ресурсов. Очевидно, без этого переход к экономике замкнутого цикла просто невозможен, потому что большинство предпринимателей при отсутствии такого стимулирования в условиях, когда использование вторсырья им обходится дороже, чем использование оригинального, – а это, как отмечают эксперты, характерно для большинства фракций во всех странах, особенно сырьевых, – будут пользоваться более дешевыми ресурсами. 

МНЕНИЕ

Денис Буцаев, генеральный директор ППК "Российский экологический оператор":

"Как этот вопрос решается в мире? Первый путь – заставить производителей использовать определенное количество вторсырья в производстве продукции. По этому пути пошли большинство европейских стран. В Европе с 2023 года в любой пластиковой бутылке, используемой в качестве тары, будет обязательно содержаться 25% вторсырья. Это ультимативное обязательство. Второй путь – экономические стимулы в виде компенсации той разницы, которая возникает в стоимости вторсырья и оригинального сырья. Для этого используются деньги, которые собираются с помощью системы РОП: большинство средств, поступающих в специализированные фонды, направляются не на капитальные, а на операционные затраты, в том числе для выравнивая условий использования вторичных и оригинальных материальных ресурсов.

Мы должны использовать оба варианта. С одной стороны, нужно установить нормативы по использованию вторичных материальных ресурсов (ВМР) в каждой отрасли. На мой взгляд, это достаточно понятная и перспективная практика, главное – обеспечить переход на вторсырье такими темпами, с которыми бы справилась промышленность, связанная и с переработкой, и с выпуском конечных видов продукции. С другой стороны, необходимо перезапустить систему РОП, предоставив возможность нашим утилизаторам пользоваться компенсационными механизмами, связанными с выплатами из фонда РОП.

В качестве примеров эффективного стимулирования спроса на вторичные материальные ресурсы можно привести опыт двух стран: Германии, где в оборот вовлекается 68% ВМР, и Швеции – там 49%. Причем если в Германии эти проценты посчитаны исходя из объема собственных отходов, которые страна перерабатывает, то Швеция активно вышла на межгосударственный рынок вторсырья и забирает из некоторых стан Европы те ВМР, которые может переработать в ликвидный продукт".


Ограничение оборота "неэкологичных" товаров и упаковки. Данное направление напрямую связано с мероприятиями по сокращению объема образования отходов и предполагает постепенный отказ от использования сложноперерабатываемых и неперерабатываемых материалов для производства товаров и упаковки, в том числе путем прямого запрета на  определенные их виды. Введение такого запрета предусмотрено утвержденной Концепцией совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки, значит, скорее всего, вопрос – только в сроках.

Стоит отметить, что в середине июня ППК РЭО направил в Минпромторг России и Минприроды России перечень неперерабатываемых пластиковых товаров и упаковки, которые можно заменить более экологичными материалами. В списке – 28 позиций, в том числе одноразовая пластиковая посуда (альтернатива – металлическая посуда или посуда из полипропилена), ватные палочки (альтернатива – деревянные палочки с хлопком, многоразовые из нейлона и силикона), пластиковые упаковки-ракушки (используются для упаковки еды навынос, доставки еды, альтернатива – контейнеры из ПЭТ и полипропилена), композитные тубы для зубной пасты и кремов (альтернатива – металлические тюбики), непрозрачные и редких цветов ПЭТ-бутылки (альтернатива – прозрачные ПЭТ-бутылки), упаковка для яиц из полистирола (альтернатива – пульпекартон), дойпаки (в них продаются майонез, кетчуп, детское питание, альтернатива – стеклянная или ПЭТ-упаковка), ложемент из пенопласта (используется при транспортировке товаров, альтернатива – подложки из пульпекартона) и др. Станет ли именно этот перечень списком товаров и упаковки, использовать которые в перспективе будет запрещено, пока сказать сложно. Однако в любом случае введение запрета на определенные виды пластика будет поэтапным, чтобы бизнес успел перестроиться и перейти на те виды упаковки, которые можно переработать, и не потерял свой рынок сбыта и свои конкурентные преимущества, подчеркнул Денис Буцаев.

Создание системы прослеживаемости движения отходов. Отсутствие прослеживаемости и адекватной отчетности об утилизации упаковки и товаров стало, по словам Виктории Абрамченко, одной из ключевых проблем в реализации механизмов РОП. "Мы получали бумажные отчеты, но не могли их сопоставить с реальной утилизацией. Должна быть четкая прослеживаемость по всей бизнес-цепочке: от источника образования мусора до его сортировки и утилизации", – считает вице-премьер. Минприроды России совместно с ППК РЭО по поручению Правительства РФ уже работают над созданием информационной системы, позволяющей полноценно отслеживать все этапы обращения с ТКО, первый модуль которой, по сведениям оператора, может быть запущен в эксплуатацию уже в этом году.

Экологическое просвещение. Решить задачи, связанные с сокращением образования отходов и вовлечением большего количества вторичных материалов в производство новых продуктов, невозможно без формирования экологически ответственного поведения, в том числе потребительского. "Только если ответственное экологическое поведение будет у каждого человека, мы сможем достичь полноценной переработки отходов. Когда мы начинаем говорить о переработке, обязательно обсуждаем инфраструктуру, которая создана в каждом конкретном домохозяйстве. Есть на кухне два бака, значит, некоторые фракции будут сухими, а не смешанными с органикой, что увеличивает эффективность их переработки. Простой пример: если пластик выбросили в органику, мы никогда его оттуда не достанем для 100%-й переработки, если его положили в сухой контейнер или фандомат, он гарантированно будет переработан", – отметил Денис Буцаев.

При этом если у части населения существует объяснимый запрос на создание условий для разумного потребления (некоторые товары, например, невозможно купить без упаковки) и раздельного сбора отходов (даже два бака – для сухих и смешанных отходов – установлены далеко не на всех контейнерных площадках, а ведь многие уже сортируют свои отходы на большее количество фракций), что свидетельствует об их информированности и заинтересованности в вопросах обращения с ТКО, охватить менее активных в этих вопросах граждан мероприятиями по экологическому просвещению для повышения их экологической ответственности точно необходимо. Стоит отметить, что рекомендации по ведению активной работы, направленной на экологическое воспитание, образование и просвещение населения всех возрастов и социальных групп в области обращения с ТКО, популяризации раздельного сбора отходов как элемента формирования экологической культуры, а также по разработке национальных концепций экологического образования включены в итоговую резолюцию IX Невского международного экологического конгресса, которая будет направлена органам власти всех стран – участниц конгресса.

Особое внимание представители профессионального сообщества рекомендуют уделять доведению до населения полной и достоверной информации о создающихся объектах инфраструктуры обращения с ТКО – это позволит избежать или по крайней мере снизить число протестных акций, обусловленных нежеланием граждан видеть вблизи населенных пунктов, в которых они живут, предприятия по утилизации (как правило, такие акции возникают в связи с тем, что у населения нет информации о том, насколько безопасными и "чистыми" будут такие объекты).

 

Планируемые к принятию и реализации в ближайшее время нормативные изменения

Перезапуск системы РОП – введена она, напомним, еще в 2015 году – должен произойти уже в текущем году – на это прямо указал в своем Послании Федеральному Собранию РФ от 21 апреля 2021 г. Владимир Путин. Доклад по исполнению соответствующего поручения, закрепленного в подп. "и" п. 2 Перечня поручений Президента РФ от 2 мая 2021 г. № Пр-753, Правительство РФ должно представить главе государства до 15 октября этого года и до 15 января следующего.

Во исполнение данного поручения, Указа № 474, а также непосредственно утвержденной в конце прошлого года Концепции совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки Минприроды России подготовило проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (законопроект размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/06-21/00116740), 6 июля завершится его публичное обсуждение).

Среди самых значимых изменений, предлагаемых законопроектом, следует выделить, во-первых, более строгие требования к организации утилизации отходов от использования товаров – предусматривается, что утилизация должна осуществляться путем создания собственной инфраструктуры по сбору, накоплению, обработке и утилизации отходов или заключения договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, не просто осуществляющим деятельность по утилизации отходов от использования товаров, но и включенным в специальный реестр утилизаторов (соответственно, такой реестр будет создан). При этом обязанность производителей и импортеров товаров по обеспечению утилизации отходов предлагается считать исполненной только после подтверждения уполномоченным Правительством РФ федеральным органом власти (очевидно, Росприроднадзором) полноты и правильности заполнения соответствующей отчетности, а также достоверности указанных в ней сведений либо со дня уплаты экологического сбора (его, напомним, уплачивают те производители и импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию или утилизируют меньше установленных нормативов).

При определении ставки экологического сбора планируется учитывать экологические характеристики товаров и упаковки: базовая ставка будет умножаться на соответствующий коэффициент (методику расчета предстоит утвердить Правительству РФ). А в случае, когда товар или упаковка, подлежащие утилизации, произведены из вторичного сырья, предлагается применять понижающий коэффициент, рассчитываемый как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве таких товаров и упаковки. Средства экологического сбора предполагается перечислять в целевой фонд – Фонд расширенной ответственности производителей и импортеров товаров, управлять которым будет ППК РЭО; расходоваться они будут на организацию деятельности по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров. Кроме того, средства экологического сбора смогут использоваться и для снижения размера платы граждан за обращение с ТКО. "Плата за обращение с ТКО обязательна для населения. Но мы понимаем, что за счет системы РОП мы должны как минимум сдерживать рост тарифа, а как максимум – снижать размер платы, и поэтапно будем к этому идти. Если производитель уже заплатил экосбор за определенное количество товаров и упаковки или исполнил обязанность по самостоятельной утилизации, население в составе платы за ТКО не должно нести повторные, по сути, затраты на их утилизацию", – подчеркнул Дмитрий Тетенькин.

Еще одно крайне важное предлагаемое изменение касается нормативов. Для упаковки они фактически исключаются – законопроектом предусматривается, что нормативы утилизации для упаковки товаров устанавливаются равными 100% (в текущем году нормативы утилизации упаковки составляют в зависимости от ее вида от 10 до 45%). А нормативы утилизации товаров согласно законопроекту должны будут ежегодно увеличиваться не менее чем на 10% по сравнению со значением, установленным в предшествующем году, вплоть до достижения 100%.

Кроме того, предлагается запретить с 1 января 2024 года – в то время как большая часть предусмотренных законопроектом положений в случае его одобрения должна вступить в силу с 1 января 2022 года – реализацию на территории России товаров, сведения о которых не внесены в единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров (ЕГИС УОИТ). Данная система, судя по всему, и станет той самой единой системой прослеживаемости движения отходов – законопроектом предусматривается, что она должна будет содержать реестры:

  • производителей товаров, импортеров товаров;
  • товаров, упаковки товаров;
  • юридических лиц или ИП, осуществляющих деятельность по обращению с отходами от использования товаров (утилизаторов);
  • недобросовестных утилизаторов.

Предполагается также, что производители и импортеры товаров смогут представлять отчетность о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров исключительно через ЕГИС УОИТ. Оператором системы будет ППК РЭО, поэтому, скорее всего, речь идет все-таки о создании новой системы, а не доработке существующей, так как оператором действующей является Росприроднадзор (система создана в соответствии со ст. 24.3 Закона № 89-ФЗ, находится по адресу: uoit.fsrpn.ru). 

МНЕНИЕ

Денис Буцаев, генеральный директор ППК "Российский экологический оператор":

"К сожалению, при реализации текущей версии РОП мы столкнулись с фактами представления недостоверных сведений участниками рынка. На бумаге мы утилизируем почти как Германия, успешно и почти все: начиная с бумаги, заканчивая резиной, – на практике это совсем не так. Проблема заключается в том, что для отчетности достаточно акта, подписанного компанией, имеющей лицензию [на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. – ГАРАНТ.РУ]. Существует несколько тысяч таких компаний, и у некоторых, кроме лицензии, нет ничего, никаких мощностей по переработке. А проверить данные очень сложно – то количество актов, которое подписывается в настоящий момент, никакие руки перелопатить не смогут. Поэтому и нужна цифровизация отрасли. Необходима одна система, которая должна объединить и контроль за движением отходов от момента их образования до момента утилизации или размещения, и контроль за теми транзакциями, которые проходят внутри системы: если вы направили отходы на переработку самостоятельно, мы должны увидеть, кто отправил, какие отходы, в каком объеме и кому. Когда тот, кто их переработал, говорит, что получил из вторичных материальных ресурсов вторсырье, мы должны увидеть подтверждение в системе и зачесть указанное обязательство против обязательства заплатить в бюджет [экологический сбор. – ГАРАНТ.РУ]. Только при такой системе контроля можно гарантировать, что в рамках РОП будет получено адекватное возмещение экологического вреда, наносимого производителями товаров и упаковки.

Мы должны довести работу по формированию эффективной системы РОП до логического завершения и получить долговременный и возобновляемый источник финансирования отрасли обращения с отходами. Сейчас она фактически существует с одним источником дохода вместо двух, как изначально планировалось при запуске реформы. У нас за счет тарифов для населения собирается по году 193 млрд руб., а за счет экосбора – от 1 млрд до 3,7 млрд руб. В этом году, по прогнозам Росприроднадзора, будет собрано около 5 млрд руб., а должно собираться более 100 млрд руб. Перезапуск системы РОП должен помочь достичь таких объемов сбора".


Второй приоритетный законопроект – о вопросах обращения с вторичными материальными ресурсами – также разработан Минприроды России. Последняя обнародованная версия проекта размещена на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/11-20/00110705) – текст был доработан после получения отрицательного заключения Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия. Законопроектом предусматривается, в частности, законодательное закрепление определений для вторичных материальных ресурсов (в Законе № 89-ФЗ) и вторичного сырья (в Федеральном законе от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации"), а также правил обращения с такими ресурсами, в том числе порядка вовлечения вторичного сырья в хозяйственный оборот. "Вторичные материальные ресурсы в нашем понимании – это отходы, регулировать все связанные с ними вопросы будем мы [Минприроды России. – ГАРАНТ.РУ], а все, что касается вторсырья, – Минпромторг России", – отметил Дмитрий Тетенькин.

Законопроект, по информации Минприроды России, был недавно доработан с учетом мнения деловых объединений – итоговый вариант документа планируется направить в Правительство РФ до конца июня. Предполагаемая дата вступления изменений в силу в случае принятия соответствующего закона – 1 января 2022 года.

 

***

Для того чтобы запланированные в рамках перехода к экономике замкнутого цикла мероприятия в части совершенствования системы обращения с ТКО позволили достичь прогнозируемых результатов, реализовывать их нужно единовременно, уверены эксперты. Учитывая запрос общества на более экологичную продукцию и включение многими российскими и осуществляющими деятельность на территории РФ международными компаниями в свои стратегии устойчивого развития целей по максимально эффективному использованию внутренних ресурсов, можно предположить, что создание практически безотходного производства в России реально, и предлагаемые меры – и запретительные, и стимулирующие – должны ускорить этот процесс.

Основными рисками для реализации этих мер представители профессионального сообщества считают необходимость согласования всех вводимых ограничений и запретов на наднациональном уровне – Денис Буцаев напомнил, что вопрос о запрете на использование неперерабатываемых видов пластика уже неоднократно обсуждался на различных площадках, и некоторые страны, входящие в экономические союзы, членом которых является Россия, его не поддерживают, а также операционный риск в виде недостаточности финансирования реформирования мощностей, в том числе технологического перевооружения производств. Оба этих риска могут существенно замедлить сроки перехода к экономике замкнутого цикла, однако второй оценивается экспертами как менее вероятный, особенно с учетом предполагаемого введения принципа окрашивания экологических платежей и их целевого расходования – о его необходимости, напомним, Президент РФ также говорил в своем апрельском послании Федеральному Собранию РФ

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

Платеж за обращение с ТКО нужно платить и за ту квартиру, в которой никто не живет и даже не прописан

Платеж за обращение с ТКО нужно платить и за ту квартиру, в которой никто не живет и даже не прописан

ВС РФ отказал в признании недействующими п. 93 и п. 148.44 Правил предоставления коммунальных услуг № 354.

Разработано новое положение о государственном экологическом надзоре

Разработано новое положение о государственном экологическом надзоре

Оно предусматривает, в частности, новые виды контрольных мероприятий.

Владимир Путин предложил установить финансовую ответственность за вред экологии

Президент РФ распорядился ускорить установление ответственности организаций за вред экологии

Об этом сообщил Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию.

Информация о состоянии окружающей среды приобрела статус общедоступной

Информация о состоянии окружающей среды приобрела статус общедоступной

За исключением информации, отнесенной законом к государственной тайне.