Новости и аналитика Аналитические статьи Справочники НДТ: успеть обновить до массового внедрения включенных в них технологий или не спешить и проверить эффективность их применения?

Справочники НДТ: успеть обновить до массового внедрения включенных в них технологий или не спешить и проверить эффективность их применения?

Справочники НДТ: успеть обновить до массового внедрения включенных в них технологий или не спешить и проверить эффективность их применения?
Boyko.Pictures / Depositphotos.com

Переход на наилучшие доступные технологии рассматривается в последнее время как одна из важнейших составляющих экологизации промышленного производства с сохранением при этом конкурентоспособности соответствующих предприятий. Главным результатом реализации федерального проекта "Внедрение наилучших доступных технологий" – одного из 11 проектов, утвержденных в рамках национального проекта "Экология", – должно стать применение всеми объектами, которые оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду, системы экологического регулирования, основанной на использовании НДТ. Из федерального бюджета на реализацию проекта будет выделено более 27 млрд руб., из внебюджетных источников предполагается привлечь 2,4 трлн руб. Данные средства планируется направить на предоставление субсидий для возмещения части затрат предприятий на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению НДТ1 : правила предоставления таких субсидий утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2019 г. № 541, методика оценки и отбора соответствующих инвестиционных проектов – Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 15 октября 2019 г. № 3828.

Помимо прямых субсидий, для предприятий, использующих НДТ, предусмотрены и другие меры поддержки (в соответствии с п. 3 ст. 17 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; далее – закон об охране ОС). В частности:

И все же использование НДТ на практике обусловлено в первую очередь не обозначенными стимулирующими мероприятиями, а нормативно закрепленными требованиями. Напомним, с начала прошлого года действуют норма, обязывающая организации и предпринимателей, которые осуществляют деятельность на объектах I категории (оказывающих значительное воздействие на окружающую среду), получать комплексные экологические разрешения (ст. 31.1 закона об охране ОС). При рассмотрении соответствующих заявок должна осуществляться оценка соответствия технологических процессов, используемого на объекте оборудования, применяемых технических способов и методов НДТ (п. 11 ст. 28.1, п. 9.3 ст. 31.1 закона об охране ОС). А в случае невозможности соблюдения на объекте, в отношении которого запрашивается КЭР, технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, а также веществ, обладающих канцерогенными или мутагенными свойствами, что обусловливает необходимость разработки и приложения к заявке утвержденной в установленном порядке программы повышения экологической эффективности, соответствие используемых на объекте оборудования и технологий НДТ определяется при одобрении проекта такой программы (п. 11 ст. 28.1, п. 4 ст. 31.1 закона об охране ОС). Таким образом, предприятия, не использующие НДТ, получить КЭР просто не смогут. Стоит, однако, отметить, что требования об оценке соответствия НДТ применяемых на производстве технологий не распространяются на поданные до 1 января 2020 года заявки на получение КЭР.

Какие документы должны быть оформлены для применения повышающих коэффициентов амортизации? Ответ – в Энциклопедии решений системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

Учитывая тот факт, что за прошлый год, по данным Росприроднадзора (именно данное ведомство уполномочено выдавать разрешения), КЭР получили всего 16 предприятий, можно констатировать, что по абсолютному большинству заявок – а всего согласно паспорту федерального проекта "Внедрение наилучших доступных технологий" предполагается выдача 6900 таких разрешений – оценка соответствия оборудования и технологий на объектах НДТ будет обязательной. Заявки на получение КЭР для 300 объектов, включенных в перечень основных загрязнителей, суммарный вклад которых в общий объем выбросов и сбросов загрязняющих веществ в России составляет 60% и более, должны быть поданы, напомним, не позднее 31 декабря 2022 года, для остальных объектов I категории КЭР необходимо получить до 1 января 2025 года (ч. 6-7 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ).

При этом, поскольку информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям (далее – ИТС НДТ, справочники), содержащие необходимые для практического применения НДТ сведения, в том числе описание таких технологий для конкретных видов деятельности, технологические показатели и т. д. (п. 6 ст. 28.1 закона об охране ОС), начали утверждаться еще в 2015 году, в настоящее время довольно остро стоит вопрос о необходимости их обновления. В соответствии с поэтапным графиком (установленным Распоряжением Правительства РФ от 30 апреля 2019 г. № 866-р) предусмотрена актуализация до конца 2024 года 51 ИТС НДТ – столько справочников утверждено на данный момент. Информация о ходе работы по их обновлению размещается на официальном сайте Бюро НДТ (burondt.ru/informacziya/texnicheskie-rabochie-gruppyi).

Надо отметить, что мнения представителей профессионального сообщества о начавшейся в прошлом году плановой актуализации справочников расходятся. Часть экспертов полагают, что их обновление до получения результатов практического применения технологий, определенных в качестве наилучших доступных, является преждевременным.  

МНЕНИЕ

Максим Довгялло, член Комитета РСПП по экологии и природопользованию, советник генерального директора АО "Сибирская угольная энергетическая компания":

"Предприятия только начинают внедрять НДТ в рамках оформления программ повышения экологической эффективности для получения КЭР. Чтобы мы могли оценить, насколько те технологии, которые мы внедряем, соответствуют критерию доступности, с одной стороны, и экологичности, с другой, а именно это является требованием НДТ, должно пройти какое-то время. Как можно пересмотреть то, что еще не начало работать, то, в отношении чего мы фактически не имеем четкой статистики?

Если есть инициативные группы представителей промышленности, которые говорят о том, что появилась технология, отсутствующая в справочнике, и ее нужно внедрить, это нужно поддерживать. Но административно запланированное изменение справочников до того, как они начали работать, мне кажется не совсем корректным. Поэтому хотелось бы предложить в рамках той работы, которую ведут ТПП РФ и РСПП, выйти с консолидированной позицией о том, что справочники должны какое-то время поработать".


Другие эксперты, напротив, уверены, что актуализация нужна, причем максимально оперативная. "Считаю ошибочной позицию, предполагающую, что справочники нужно запустить в работу и потом смотреть на результат. Если в справочнике уже сегодня заложены заведомо ущербные "позавчерашние" технологии, как можно по нему работать и ждать, когда он покажет какую-то свою результативность: положительную или отрицательную? Тем более, если мы видим, что подготовка справочника произошла недоброкачественно, – нужно его исправлять, и немедленно, пока эти технологии не пошли во внедрение, пока ошибки можно исправить на уровне справочника, а не тратить потом колоссальные средства на то, чтобы такую ущербную технологию довести до кондиции современной", – поясняет данную позицию заслуженный эколог РФ, д. ю. н. Тамара Злотникова.

 

Проблемы при утверждении и обновлении справочников по наилучшим доступным технологиям

Накопленная за пять лет информация о подготовке и утверждении справочников и данные о ведущейся с прошлого года работе по их актуализации позволяют обозначить существующие в этих процессах недостатки – их обсуждение состоялось, в частности, в ходе прошедшего позавчера тематического совместного заседания комитетов по природопользованию и экологии ТПП РФ и МТПП и рабочей группы "Охрана окружающей среды" Общественного совета при Минприроды России.

Первый вызывающий нарекания экспертов момент – состав технических рабочих групп (далее также – ТРГ), которые рассматривают и согласовывают проекты справочников и принимают решения об их готовности к утверждению (п. 8 Правил определения технологии в качестве НДТ, а также разработки, актуализации и опубликования ИТС НДТ; далее – Правила). Порядок формирования и изменения состава рабочих групп – а они создаются для каждого справочника – утвержден Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 19 июня 2019 г. № 2130. Он предусматривает, что в состав группы должны обязательно входить эксперты федерального органа исполнительной власти в установленной сфере деятельности, ответственного за создание справочника (кроме того, данной орган и Бюро НДТ вносят свои предложения по составу рабочей группы, которые должны быть учтены Минпромторгом России при его утверждении), а также представитель разработчика проекта документа. Остальными членами ТРГ могут быть представители других федеральных органов власти и фактически любых организаций: научных, коммерческих и некоммерческих, в том числе госкорпораций (п. 16-17 Порядка формирования и осуществления деятельности технических рабочих групп; далее – Порядок).

Никаких установок относительно предпочтительного количества членов рабочей группы, пропорциональности представительства и т. п. в Порядке нет, и это, по мнению экспертов, не совсем правильно, поскольку перевес в составе в пользу представителей бизнеса непосредственно влияет на итог деятельности рабочих групп, решения которых принимаются путем голосования – простым большинством голосов (п. 54 Правил, п. 40-48 Порядка), и практика показывает, что такой перевес встречается. Так, например, по приведенным директором Департамента по программам, исследованиям и экспертизе Гринпис России Иваном Блоковым данным, представители бизнеса составляют более 70% членов ТРГ 11 "Производство алюминия" и более 50% ТРГ 9 "Обезвреживание отходов термическим способом (сжигание отходов)". "Включение в состав рабочих групп не столько хорошо зарекомендовавших себя экспертов, сколько лоббистов от конкретных отраслей или предприятий в отсутствие формализованной процедуры достижения консенсуса при подготовке основополагающих направлений и критериев, на наш взгляд, нивелирует работу по актуализации ИТС НДТ в качестве прикладных инструментов продвижения таких российских технологий", – подчеркнул вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин. В связи с этим эксперты предлагают как минимум нормативно закрепить правило о пропорциональном представительстве в рабочих группах, причем с приоритетом экспертов в соответствующей области, а также определить требования к опыту работы в сфере, соответствующей области применения справочника, и квалификации претендующих на вхождение в состав ТРГ лиц – сейчас предусмотрена лишь необходимость указания такой информации в заявке на участие в рабочей группе (п. 10 Порядка), но какой должна быть квалификация и скольких лет опыта достаточно, не установлено.

Кроме того, следует, по мнению представителей профессионального сообщества, прямо предусмотреть необходимость достижения консенсуса в процессе принятия решений по НДТ, поскольку установленный сейчас механизм устранения разногласий при разработке или актуализации справочников межведомственным советом по переходу на принципы НДТ (п. 48 Порядка, п. 55 Правил) не формализован и не позволяет проследить, почему те или иные мнения не были в результате учтены. Однако руководитель Бюро НДТ Дмитрий Скобелев с такой постановкой вопроса не согласен. "При разработке и актуализации справочника основной упор делается на экспертное мнение, и одна из главных задач ТРГ заключается в том, чтобы это мнение услышать и использовать. Обмен информацией идет через рабочие кабинеты ТРГ, кроме того, для каждого справочника ведется своего рода дело, оно прослеживается и документируется, так что ни одно мнение без внимания не остается. Одно условие: голая критика не принимается, всегда нужно приводить не просто обоснование того, что не подходит, но и предложение – что можно закрепить взамен критикуемого положения [приложением к Порядку утверждена соответствующая рекомендуемая форма представления замечаний и предложений к проекту ИТС НДТ. – ГАРАНТ.РУ]. Это очень важный момент, но не всеми он почему-то принимается", – пояснил он.

В ходе же непосредственной актуализации справочников необходимо не допускать превалирования критерия доступности технологии над критерием обеспечения снижения негативного воздействия на окружающую среду и обязательно учитывать весь жизненный цикл технологии. В противном случае в качестве наилучшей доступной может быть закреплена технология, применение которой приведет не к снижению, а к увеличению объема негативного воздействия, если проследить его на всех стадиях жизненного цикла. Так произошло, например, с утвержденной в качестве природоохранной технологии обезвреживания отходов термическим способом. Соответствующий справочник 2015 года предусматривает только один способ такой обработки: сжигание, а при горении происходит не только выброс загрязняющих веществ, но и синтез новых соединений, в том числе парниковых газов, поэтому признать такую технологию действительно экологичной вряд ли возможно, так что сейчас – справочник планируется актуализировать в этом году – предлагается использовать для обработки отходов технологии термодеструкции, которые позволят извлекать из них полезные фракции и компоненты, сообщил член соответствующей ТРГ 9 Семён Гордышевский.

 

***

Несмотря на то что, как подчеркивалось в начале, реальное внедрение НДТ началось в связи с установлением требований об обязательности получения КЭР для объектов I категории, использованием в ходе выдачи таких разрешений – на основе справочников по НДТ, напомним, Минприроды России утверждает технологические показатели НДТ (п. 2 Постановления Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 149) – сфера применения справочников не исчерпывается.

Информации из справочников также используется при оценке проектов по разработке и внедрению на производстве современных технологий, претендующих на получение предоставляемых Минпромторгом России мер поддержки (информацию о которых можно найти в разделе "Меры поддержки" на официальном сайте министерства).

Кроме того, применяются справочники и при реализации проектов, направленных на выполнение международных обязательств России, в частности – по ликвидации так называемых экологических горячих точек Баренцева Евро-Арктического региона (в нашей стране они находятся в Архангельской и Мурманской областях, республиках Карелия и Коми, в также в Ненецком автономном округе). По словам Дмитрия Скобелева, за последние два года из списка таких горячих точек были исключены два российских предприятия – после проведения модернизации (с использованием как собственных средств, так и полученных в рамках ряда международных программ грантов) на основе принципа применения НДТ.   

______________________________

1  Подробная информация о требованиях, которым должны соответствовать инвестиционный проект и непосредственно организация – заявитель, а также перечень необходимых для получения субсидии документов размещены на официальном сайте Минпромторга России – в соответствующем разделе сервиса "Навигатор мер поддержки" (gisp.gov.ru/support-measures/list/10133484/).

Документы по теме:

Читайте также:

Решение вопросов о возможности оборота земельных участков на территории нацпарков и придании статуса населенных пунктов лесным поселкам на Байкале – в планах Госдумы на осеннюю сессию

Решение вопросов о возможности оборота земельных участков на территории нацпарков и придании статуса населенных пунктов лесным поселкам на Байкале – в планах Госдумы на осеннюю сессию

О приоритетных законопроектах в сфере природопользования рассказал глава профильного комитета нижней палаты парламента Николай Николаев.

Президент РФ обозначил национальные цели развития страны на ближайшие 10 лет

Президент РФ обозначил национальные цели развития страны на ближайшие 10 лет

В частности, к 2030 году необходимо повысить продолжительность жизни населения до 78 лет и увеличить число предпринимателей до 25 млн человек.

Экодевелопмент: почему зеленое строительство в России все еще не стало массовым?

Экодевелопмент: почему зеленое строительство в России все еще не стало массовым?

О показателях экологичности зданий и возможных мерах стимулирования строительства зеленой недвижимости – в материале.