Новости и аналитика Аналитические статьи Несырьевой экспорт: при каких условиях могут быть достигнуты закрепленные в национальном проекте показатели

Несырьевой экспорт: при каких условиях могут быть достигнуты закрепленные в национальном проекте показатели

Несырьевой экспорт: при каких условиях могут быть достигнуты закрепленные в национальном проекте показатели
teddybearpicnic / Depositphotos.com

Одной из ключевых целей национального проекта "Международная кооперация и экспорт" является увеличение объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров к концу 2024 года до $250 млрд (при базовом значении по состоянию на 31 декабря 2017 года $135,1 млрд). Причем среди товаров данной категории особым образом выделена продукция агропромышленного комплекса (далее – АПК) – для нее установлены свои конкретные показатели запланированного роста экспорта – с базового значения в $21,6 млрд (стоимостный объем экспорта в 2017 году) до $45 млрд. Разумеется, без непосредственного увеличения объемов производства экспортируемой продукции рост экспорта невозможен, но и одной этой меры для достижения установленных целевых показателей недостаточно. Посмотрим, опираясь на мнения профессионального сообщества, какие первоочередные меры должны быть реализованы для совершенствования и расширения механизмов поддержки участников данного сегмента экспортного рынка.

 

Экспорт продукции АПК

Официальная статистика показывает, что за последние годы объем экспорта продукции АПК стабильно растет. По данным ФТС России, в позапрошлом и прошлом годах было зафиксировано увеличение примерно на 20% по отношению к предыдущему году, и значение данного показателя составило $21,6 млрд и $25,7 млрд соответственно. Тем не менее сохранение таких темпов роста, по оценке акционерного общества "Российский экспертный центр" (далее – РЭЦ; является, напомним, государственным институтом поддержки экспорта), позволит увеличить объем агропромышленного экспорта к 2024 году только до $30-35 млрд, что гораздо ниже предусмотренного нацпроектом целевого значения. Кроме того, большая часть экспортируемой продукции относится к товарам с невысокой добавленной стоимостью. Показательный пример – зерно. По объемам его экспорта Россия занимает лидирующие позиции, но, как отмечается, в частности, в аналитических материалах Совета по вопросам АПК и природопользования при Совете Федерации (имеются в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ), доля российской продукции в общем объеме мирового экспорта зерновых и крупяных культур существенно превышает ее долю в объеме экспорта продуктов переработки зерна.

Теперь же приоритетным должно стать производство новой товарной массы, в том числе продукции с высокой добавленной стоимостью, – такая задача закреплена в федеральном проекте "Экспорт продукции АПК (один из пяти утвержденных в рамках национального проекта "Международная кооперация и экспорт" федеральных проектов, далее – Проект). Поэтому Проектом предусмотрены меры, направленные на устранение факторов, препятствующих в настоящее время расширению объема экспорта иных, кроме продукции нижних переделов (зерно, маслосемена, технические культуры и т. д. – товары, которым свойственна невысокая степень переработки), видов товаров. Среди них:

  • модернизация товаропроводящей инфраструктуры: увеличение пропускной способности транспортных магистралей, обеспечение достаточности подвижного состава для каждого вида транспорта (причем эксперты обращают особое внимание на необходимость увеличения количества специализированных вагонов, подходящих для перевозки конкретных товаров, например скоропортящихся), создание экспортно ориентированных оптово-распределительных центров;
  • преодоление торговых барьеров для обеспечения доступа продукции АПК на целевые рынки. Одним из главных существующих в настоящее время препятствий, как отмечают представители профессионального сообщества, является несоответствие действующих в России фитосанитарных и ветеринарных требований тем требованиям, как правило, более жестким, которые установлены в странах, куда планируется осуществлять поставки. В связи с этим предполагается определить порядок согласования международных документов (международных договоров, соглашений, протоколов, меморандумов), касающихся экспортируемой животноводческой и растительной продукции, и в установленном порядке согласовывать разрешительные документы, подтверждающие соответствие товаров, подлежащих санитарно-гигиеническому (эпидемиологическому) контролю, требованиям стран, в которые они будут экспортироваться. Также запланировано внедрение системы маркирования и учета животных – по словам руководителя Россельхознадзора Сергея Данкверта, вопрос о причинах отсутствия в России системы идентификации животных задают все приезжающие иностранные инспекторы, – а также систем прослеживаемости растениеводческой продукции и продукции рыболовства и аквакультуры. Не менее важное значение на объемы экспорта оказывает и действующее таможенное тарифное регулирование. Необходимость устранения тарифных барьеров, препятствующих выходу российской продукции на внешний рынок, также отмечается в Проекте, однако, за счет каких мер этого можно достигнуть, – не конкретизируется. Экспертное сообщество полагает, что путем ведения в рамках торговых переговоров со странами-партнерами целенаправленной работы по снижению ввозных таможенных пошлин и тарифов. Рекомендация по активизации такой работы будет направлена Правительству РФ по итогам состоявшегося 2 июля заседания Совета по вопросам АПК и природопользования при Совете Федерации;
  • создание системы продвижения и позиционирования продукции АПК. Речь идет фактически о систематизации и продолжении уже начатой РЭЦ работы по продвижению товаров на внешних рынках под зонтичными брендами – на сегодняшний день, по словам директора по экспортной политике и анализу РЭЦ Михаила Снега, 74 экспортера участвуют в программе продвижения национального бренда Made in Russia, кроме того, центр совместно с Минсельхозом России активно работает над развитием нового проекта – зонтичного бренда GoodFoodRussia, – а также по организации дегустационно-демонстрационных мероприятий, включению экспортеров в бизнес-миссии, поддержке их участия в международных выставках (в настоящее время компенсируется 50% затрат на участие российских экспортеров в крупнейших международных сельскохозяйственных выставках, а в случае если экспортер является субъектом МСП – 80% (п. 20 Правил предоставления из федерального бюджета субсидии РЭЦ в целях развития инфраструктуры повышения международной конкурентоспособности)). Кроме того, Проектом предусматривается, что продвижением отечественной продукции на мировой рынок должны заниматься высококвалифицированные специалисты – атташе по АПК. Для подготовки таких кадров, надо полагать, будут разработаны соответствующие образовательные программы. Стоит отметить, что в текущем году МГИМО начнет обучение по магистерской программе "Мировые аграрные рынки", ориентированной на подготовку специалистов мирового уровня.

Как корректно заполнить налоговую декларацию по НДС экспортеру, отказавшемуся от нулевой ставки по этому налогу, узнайте из материла "Условия и порядок отказа от нулевой ставки НДС при экспорте" Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

В качестве одного из рисков, связанных с реализацией Проекта, обозначена возможность прекращения поставок импортной техники и оборудования, племенного материала, удобрений, средств защиты растений, вакцин. Задача по снижению зависимости внутреннего рынка от иностранного селекционного и генетического материалов и связанных с ними агротехнологических решений, напомним, уже была закреплена в Национальном плане развития конкуренции в РФ на 2018-2020 годы. Ее решению поспособствует планируемая корректировка Доктрины продовольственной безопасности РФ в части включения в критерии оценки состояния продовольственной безопасности показателя самообеспеченности внутреннего рынка семенами сельскохозяйственных культур, уверены эксперты. "В проекте, внесенном Минсельхозом России в Правительство РФ, пороговое значение такого показателя – 75%. Это позволит уйти от импортозависимости в этой сфере и увеличить экспортный потенциал аграрного сектора. Важно, чтобы этот показатель рассчитывался по всем основным сельскохозяйственным культурам, а не их совокупности. В формулировках проекта пока просматривается второй вариант", – отметил первый заместитель председателя Совета Федерации Николай Фёдоров.

В скором времени должны заработать новые меры финансовой поддержки экспортеров. Как сообщила заместитель Министра сельского хозяйства РФ Оксана Лут, до конца июля планируется утвердить все необходимые для предоставления сельскохозтоваропроизводителям инвестиционных и краткосрочных кредитов по льготной ставке – 5% годовых – нормативные акты. Такое льготное кредитование предусмотрено для организаций и ИП, которые производят, перерабатывают и реализуют сельскохозяйственную продукцию, прошедших процедуру отбора и заключивших с Минсельхозом России соглашения о повышении конкурентоспособности (постановление Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. № 512). "Все проекты приказов находятся в высокой степени готовности, надеемся до конца месяца их подписать и зарегистрировать, после чего начнем процедуру отбора проектов для льготного финансирования. Банки к этому готовы, так что ждем только согласования актов", – отметила заместитель министра. Помимо этого, в течение двух месяцев министерство планирует разработать нормативные акты, определяющие порядок компенсации затрат на сертификацию сельскохозяйственной продукции на зарубежных рынках.

Кроме того, Минсельхоз России подготовил поправки в правила предоставления субсидий на компенсацию экспортерам части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции наземным, в том числе железнодорожным, транспортом (утверждены постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2017 г. № 1104). По словам представителя министерства, предлагается распространить возможность предоставления таких субсидий при перевозках иными видами транспорта и расширить перечень субсидируемых регионов. В ближайшее время проект поправок будет направлен в правительство.

Тем не менее малому и среднему бизнесу по-прежнему будет очень сложно бороться с крупными участниками рынка за получение мер поддержки экспорта, полагают эксперты, отмечая в связи с этим необходимость скорейшего принятия законопроекта, направленного на совершенствование регулирования поддержки экспортной деятельности субъектов МСП1. 24 июня документ был одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности.

Можно предположить, что немаловажное значение для агропромышленного экспорта будет иметь развитие органического земледелия. С 1 января 2020 года, напомним, вступает в силу закон об органической продукции (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 280-ФЗ). Кроме того, 2 июля был утвержден план мероприятий по созданию в России современной отрасли производства экологически чистых продуктов питания, предполагающий среди прочего разработку концепции российского бренда экологически чистой продукции для ее продвижения и большей узнаваемости на внутреннем и внешнем рынках (текст документа пока не был обнародован).

 

Промышленный экспорт

Важным инструментом повышения конкурентоспособности организаций, производящих и реализующих промышленную продукцию, в том числе экспортно ориентированную, в рамках реализации федерального проекта "Промышленный экспорт" (также входит в состав национального проекта "Международная кооперация и экспорт") призвано стать заключение между такими организациями и Минпромторгом России соглашений о реализации корпоративных программ повышения конкурентоспособности, в соответствии с которыми производители обязуются увеличить объемы производства и реализации продукции, получая при этом доступ к определенным механизмам льготного кредитования.

Порядок оказания мер поддержки реализующим корпоративные программы повышения конкурентоспособности (далее – КППК) организациям установлен постановлением Правительства РФ от 23 февраля 2019 г. № 191. Отбор таких предприятий осуществляется из перечня производителей федерального значения, сформированного Минпромторгом России, и перечня производителей регионального значения, сформированного уполномоченными на взаимодействие с министерством региональными органами исполнительной власти. Сбор соответствующих заявок завершился 17 июня, по обнародованным Минпромторгом России данным, на заключение соглашений по реализации КППК претендует 800 компаний. До 17 июля министерство должно проверить и организации, и поданные ими документы на соответствие установленным требованиям (п. 9-10 Правил формирования и утверждения единого перечня организаций, реализующих КППК, и заключения соглашений о реализации КППК; далее – Правила заключения соглашений), после чего отобранные производители будут включены в единый перечень.

Далее в течение 30 календарных дней (10 дней на подачу заявления и 20 непосредственно на заключение) с данными организациями будут заключены соглашения о реализации КППК, на основании которых они смогут получить льготное финансирование, в том числе льготные экспортные кредиты. Выдавшим такие кредиты в рамках реализации КППК кредитным организациям будет предоставляться субсидия из федерального бюджета в размере 4,5% годовых (п. 6 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям в целях компенсации части процентных ставок по экспортным кредитам и иным инструментам финансирования, аналогичным кредиту по экономической сути, а также компенсации части страховой премии по договорам страхования экспортных кредитов; далее – Правила предоставления субсидий). Стоит отметить, что в этом году субсидии могут быть предоставлены банкам, осуществляющим финансирование действующих экспортеров, и без соглашений о реализации КППК – при условии наличия у этих организаций заключения о подтверждении производства продукции (п. 13 Правил предоставления субсидий), но в таком случае размер субсидии составит 3% годовых.

Проанализировав закрепленный порядок поддержки организаций, реализующих КППК, экспертное сообщество выделило ряд потенциально неблагоприятных для экспортеров его положений. В частности, временные ограничения: производитель, получивший соответствующее финансирование на организацию в России экспортно ориентированного производства (на создание нового или модернизацию действующего), должен начать экспортировать продукцию не позднее 31 декабря 2022 года (п. 3, подп. "а" п. 21 Правил заключения соглашений). По мнению представителей бизнес-сообщества, организовать в такой срок успешно функционирующее крупное производство невозможно.

Еще одна причина, по которой как уже действующим, так и новым экспортерам будет непросто выполнить условия соглашения о реализации КППК, – правило, согласно которому не менее 30% планируемого ежегодного объема выручки создаваемого или модернизируемого производства должно приходиться на экспортируемую продукцию. Между тем, как показала проведенная в этом году РСПП оценка экспортной активности 300 крупнейших предприятий из разных регионов (членов региональных отделений РСПП), в среднем доля экспорта в общем размере их выручки от реализации промышленной продукции составляет 13%. У малого и среднего бизнеса этот показатель еще меньше, уверена директор по промышленной политике Управления экономической политики и конкурентоспособности РСПП Светлана Макаревич. В связи с этим объединение предпринимателей готовит предложения по снижению установленного значения доли экспорта в рамках КППК.

"Выйти на определенные параметры производства и экспорта в определенные сроки очень сложно. Полагаю, большая часть производителей не выполнит тех обязательств, которые подпишет, и во что это выльется потом с точки зрения возврата финансирования и потенциальных дефолтов, даже сложно пока представить, но такие риски мы считаем очень высокими", – подчеркнул в ходе состоявшегося 3 июля заседания подгруппы "Поддержка промышленного экспорта и выход на новые рынки" рабочей группы Государственного совета РФ по направлению "Промышленность" ее руководитель, губернатор Калининградской области Антон Алиханов. Согласно установленному регулированию организация, нарушившая взятые на себя обязательства, в том числе по достижению определенного значения показателя результативности реализации КППК, обязана будет устранить нарушения в течение года, следующего за годом, в котором они допущены. В противном случае соглашение о реализации КППК расторгается. Причем на период устранения нарушений субсидирование банков, предоставивших финансирование данному производителю, приостанавливается (п. 28 Правил заключения соглашений). Так что организациям, нацеленным на участие в КППК, действительно стоит оценить все перечисленные риски и тщательно соотнести свои возможности с условиями заключаемых соглашений.

***

Таким образом, анализ нескольких обозначенных выше новых мер поддержки экспортеров, которые должны заработать в ближайшее время в рамках реализации национального проекта "Международная кооперация и экспорт", и прогнозов экспертного сообщества об их эффективности позволяет сделать несколько общих выводов о предполагаемых направлениях развития несырьевого экспорта. Во-первых, акцент будет сделан не на простом увеличении объемов экспорта, а на повышении конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, в частности на расширении производства товаров с высокой добавленной стоимостью (в АПК) и промышленной продукции высоких переделов, в том числе высокотехнологичной. Во-вторых, должны быть созданы условия для того, чтобы финансовые меры поддержки могли получать не только организации, уже осуществляющие экспорт, но и новые экспортеры. И в-третьих, особое внимание следует уделить субъектам МСП – потенциальным экспортерам, обеспечив им необходимые условия для создания экспортно ориентированного производства.

______________________________

1 Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части совершенствования регулирования поддержки экспортной деятельности" размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 04/13/04-19/00090368).

Документы по теме: