IT
Новости и аналитика Аналитические статьи Квалифицированная электронная подпись станет обязательным инструментом госзакупок

Квалифицированная электронная подпись станет обязательным инструментом госзакупок

Квалифицированная электронная подпись станет обязательным инструментом госзакупок
narai chal / Shutterstock.com

С 1 июля 2018 года все участники госзакупок при обмене электронными документами в контрактной системе в сфере закупок, в том числе при подаче заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и окончательных предложений, будут обязаны подписывать такие документы усиленной квалифицированной электронной подписью. В настоящее время используется усиленная неквалифицированная электронная подпись.

Разберемся, чем вызвана необходимость применения квалифицированной электронной подписи. Проанализируем существующие в настоящее время законодательные нюансы, которые необходимо учесть и устранить для правильной работы системы госзакупок. Рассмотрим отличия квалифицированной и неквалифицированной подписи, а также особенности получения квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи (далее – квалифицированный сертификат) в удостоверяющем центре.

Все закупки станут электронными

В законодательство о госзакупках были внесены масштабные изменения, которые предполагают "электронизацию" процесса закупок (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, далее – Закон № 44-ФЗ, в ред. Федерального закона от 31 декабря 2017 г. № 504-ФЗ, далее – Закон № 504-ФЗ). С 1 июля 2018 года заказчики вправе определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения электронных процедур, то есть открытые конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, запросы предложений и запросы котировок они смогут осуществлять в электронной форме.

С 1 января 2019 года проведение электронных процедур станет обязательным.

Конкурентные закупки, участниками которых являются только субъекты МСП, согласно внесенным в Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ (далее – Закон № 223-ФЗ) поправкам, также будет необходимо проводить в электронной форме (Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 505-ФЗ).

Указанные выше изменения позволят унифицировать способы осуществления закупок, снизить финансовые и трудовые затраты участников по сравнению с "молоточными" торгами.

Поправки минимизируют коррупционную составляющую и вероятность заключения картельных соглашений.

Будет гарантирована анонимность подачи заявок и их объективная оценка заказчиком.

Изменения также способствуют выполнению требований Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.). Напомним, ст. 88 Договора предусматривает необходимость обеспечения беспрепятственного доступа потенциальных поставщиков и поставщиков государств-членов к участию в закупках, проводимых в электронном формате, путем взаимного признания электронной цифровой подписи, изготовленной в соответствии с законодательством одного государства-члена, другим государством-членом.

Квалифицированная электронная подпись является одним из важнейших инструментов системы госзакупок. Ее введение позволит сократить затраты участников, так как одна подпись будет применяться на всех площадках, и расширить количество участников. Электронные процедуры для субъектов МСП в рамках Закона № 223-ФЗ будут проводиться с использованием тех же операторов, что и для закупок по Закону № 44-ФЗ, и применением единого механизма аккредитации и регистрации участников.

Электронные процедуры будут осуществляться на электронных площадках. Закрытые электронные процедуры (закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион) по решению Правительства РФ будут проводиться на специализированных электронных площадках.

В ЕИС появится обеспечивающий взаимодействие между площадками единый реестр участников закупок. Он будет содержать всю необходимую информацию об участниках и их документы. Ведением реестра с 1 января 2019 года займется федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

Принимать участие в закупках смогут только лица, зарегистрированные в ЕИС. При этом регистрация участника в системе и его аккредитация на электронной площадке осуществляются сроком на три года.

С 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники для продолжения участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в ЕИС.

С 1 января 2019 года аккредитация всех участников закупок будет осуществляться только после регистрации в ЕИС.

Подача заявки на участие и заключение контракта с победителем закупки, обеспечивается на электронной площадке ее оператором. Допускается взимание платы за участие в электронной процедуре или закрытой электронной процедуре с участника и (или) лица, с которым заключается контракт.

Законодательные нюансы

Для правильной работы электронных закупок необходимо принятие до 1 июля 2018 года ряда подзаконных актов. Самыми сложными и ответственными по принятию являются новые требования к операторам электронных площадок и перечень операторов электронных площадок.

Помимо указанных выше документов также необходимы:

  • порядок фиксации, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий (бездействия) участников контрактной системы;
  • дополнительные требования к оператору электронной площадки и ее функционированию;
  • дополнительные требования к оператору специализированной электронной площадки и ее функционированию;
  • порядок аккредитации на специализированных электронных площадках;
  • порядок и сроки регистрации участников закупок в ЕИС в электронной форме;
  • порядок ведения единого реестра участников закупок;
  • перечень банков, на специальные счета которых вносятся денежные средства участников;
  • другие подзаконные акты.

Кроме того, потребуется устранение законодательной неопределенности в части "усиленной электронной подписи", которая в дальнейшем может привести к возникновению коллизии в правоприменительной практике.

В настоящее время под усиленной электронной подписью, подлежащей использованию для подписания электронных документов в контрактной системе в сфере закупок, понимается усиленная неквалифицированная электронная подпись.

До даты начала работы установленных Правительством РФ операторов электронных площадок закупки путем проведения электронных процедур осуществляются на ранее прошедших отбор электронных площадках (ч. 10.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 504-ФЗ).

До даты утверждения нового перечня операторов электронных площадок порядок функционирования действующих электронных площадок определяется заключенным Минэкономразвития России и ФАС России с каждым из отобранных операторов Соглашением о функционировании электронной площадки для проведения открытых аукционов в электронной форме от 4 мая 2010 г. (далее – Соглашение). Порядок получения сертификатов ключей проверки электронных подписей участников закупок и использования усиленной неквалифицированной электронной подписи регулируется Регламентом получения сертификатов ключей подписи и использования электронной цифровой подписи (Приложение № 7 к Соглашению).

Единые и дополнительные требования к операторам электронных площадок, которые в том числе предусматривают требования к соглашению о функционировании электронной площадки, устанавливает Правительство РФ (подп. 1-2 ч. 2 ст. 24.1 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 504-ФЗ). Оно утверждает перечень операторов электронных площадок, которые соответствуют единым и дополнительным требованиям (ч. 3 ст. 24.1 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 504-ФЗ).

Согласно поправкам в Закон № 44-ФЗ с 1 июля 2018 года участники вместо усиленной неквалифицированной электронной подписи будут обязаны применять квалифицированную электронную подпись (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 504-ФЗ).

Таким образом, может возникнуть коллизия норм Соглашения и Закона № 44-ФЗ.

В случае неутверждения до 1 июля 2018 года единых и дополнительных требований к операторам электронных площадок и перечня операторов электронных площадок будет невозможно однозначно определить вид применяемой участниками электронной подписи (неквалифицированная или квалифицированная электронная подпись).

Кроме того, Соглашением предусматривается использование в системах электронного документооборота контрактной системы в сфере закупок ключей электронных подписей, созданных с использованием ГОСТ Р 34.10-2001 "Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи". Однако в соответствии с выпиской из документа ФСБ России № 149/7/1/3-58 от 31 января 2014 г. "О порядке перехода к использованию новых стандартов ЭЦП и функции хэширования" (в приложении) после 31 декабря 2018 г. вместо ГОСТ Р 34.10-2001 будет использоваться ГОСТ Р 34.10-2012 "Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи" (далее – ГОСТ Р 34.10-2012).

Переход операторов электронных площадок на новый ГОСТ без внесения соответствующих изменений в Соглашение будет являться нарушением действующего порядка функционирования электронных площадок.

Головной удостоверяющий центр (Минкомсвязь России) пока не перешел на использование нового ГОСТа, что делает невозможным и переход на него всех аккредитованных УЦ и операторов электронных площадок.

Также после внесения необходимых законодательных изменений, утверждения требований и перечня операторов электронных площадок, операторы будут обязаны отказывать участникам госзакупок в применении ими в системах электронного документооборота неквалифицированных сертификатов, изготовленных УЦ до 1 июля 2018 года и не прекративших к этой дате срока действия. Такие участники будут вынуждены нести дополнительные расходы на приобретение квалифицированных сертификатов.

Во избежание негативных последствий потребуется введение на законодательном уровне "переходного периода", в течение которого на электронных площадках можно будет использовать как неквалифицированные электронные подписи, так и квалифицированные. Принятие соответствующих поправок в Законе № 44-ФЗ позволит минимизировать дополнительные финансовые издержки участников госзакупок.

Также потребуется установить сроки, в которые операторы электронных площадок будут обязаны перейти на средства криптографической защиты информации, поддерживающие новый ГОСТ Р 34.10-2012.

В случае неутверждения до 1 июля 2018 года перечня операторов электронных площадок участникам могут потребоваться разъяснения о том, какой вид электронной подписи должен применяться в системах электронного документооборота электронных площадок.

Где получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи?

Получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи можно только в удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвязью России. К выбору центра следует подходить очень внимательно. Лучшим признаком его добросовестности будет приглашение от него лично прийти и собственноручно подписать заявление на выпуск квалифицированного сертификата. Это может показаться менее удобным, чем сделать все дистанционно, но обезопасит вас от рисков получения квалифицированного сертификата третьими лицами.

Использование рукописной доверенности также создает существенные риски, которых следует избегать. 

Если вы получаете квалифицированный сертификат у "агента" – доверенного лица удостоверяющего центра, обязательно поинтересуйтесь у него, кто выпустил сертификат, а также запросите документы и лицензии удостоверяющего центра.

Заключая договор, обращайте внимание на прописанные в нем условия. Предметом договора должно являться оказание конкретных услуг по обеспечению юридически значимого электронного документооборота в части выпуска квалифицированного сертификата.

Соблюдение указанных выше требований позволит вам избежать негативных последствий, которые могут возникнуть в отношениях с удостоверяющим центром при получении квалифицированного сертификата.

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"