Новости и аналитика Аналитические статьи Госсектор. Новые редакции инструкций по бухучету

Госсектор. Новые редакции инструкций по бухучету

В Минюсте России зарегистрирован приказ Минфина России от 16 ноября 2016 № 209н, изданный в целях совершенствования бухгалтерского учета и отчетности в госсекторе. Он предусматривает, в частности, внесение изменений в Инструкции, утвержденные приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н, приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н, приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н, приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н.

Разберем основные новшества в сфере бухгалтерского (бюджетного) учета, предусмотренные этим приказом.

Формирование номеров счетов бухучета

При формировании 1-17 разрядов счета бюджетного учета в казенных учреждениях применяются 4-20 разряды кодов бюджетной классификации, используемых для составления и исполнения бюджетов, а в 24-26 разрядах – соответствующие коды КОСГУ.

Что касается бюджетных и автономных учреждений, то для них начиная с 2016 года действует требование об обязательном включении в 15-17 разряды номеров соответствующих счетов бухучета кодов: 

23 января 2017 года

Программа повышения квалификации "Бухгалтерский и налоговый учет в госсекторе: последние изменения, типичные нарушения и ответственность за их совершение"

Принять участие

Порядок формирования 5-14 разрядов номера счета бюджетные (автономные) учреждения могут установить в своей учетной политике. В частности, можно будет задействовать коды целевых статей расходов. Если же учетной политикой вопрос о формировании 5-14 разрядов номера счета не будет урегулирован, то в этих разрядах необходимо будет указывать нули.

И наконец, согласно п. 21.1 Инструкции № 157н (в редакции приказа  Минфина России от 6 августа 2015 г. № 124н) в 1-4 разрядах номера счета с 1 января 2017 года бюджетные и автономные учреждения обязательно должны отражать коды раздела и подраздела расходов бюджета.

Приказом Минфина России от 16 ноября 2016 г. № 209н предусмотрен ряд исключений из общего порядка формирования 1-17 разряда номера счета. Все новшества обобщены в таблице:

Счет

Разряды номера счета

Примечание

1-4

5-14

15-17

24-26

КРБ (код расходов бюджетов)

101 00 – 105 00,
108 00*

+

нули

нули

+

Аналогичная структура КРБ у корреспондирующих счетов:
0 401 20 240,
0 401 20 270.
По счетам бюджетного учета дополнительно:
0 401 20 250,
0 304 04 000

201 35*

+

нули

нули

+

 

106 00, 107 00,
00

+

+

+

+

 

204 00**

нули

нули

нули

+

Аналогичная структура КРБ у корреспондирующих счетов 0 401 20 241

4 210 06

нули

нули

нули

+

Аналогичная структура КРБ у корреспондирующего счета 4 401 10 1

3 304 01

нули

нули

нули

+

 

304 04

+

+

+

+

При отражении операций по централизованному снабжению

401 30

нули

нули

нули

нули

 

401 60**

+

нули

+

+

 

КИФ (код источников финансирования)

 

201 00

+

+

нули

+

За исключением 201 35, который применяется с КРБ

207 00

+

+

640

+

 

301 00

+

+

810, 820

+

820 – в 15-17 разрядах счетов бюджетного учета

* Если иное не предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества или с требованиями главного администратора бюджетных средств
** Если иное не предусмотрено целевым назначением соответствующих активов, обязательств

Учреждение вправе задействовать 1-17 разряды номера счета, в котором Инструкциями предусмотрены нули, для ведения аналитического учета. Необходимость такого учета, например, может быть обусловлена дополнительными требованиями по раскрытию информации в отчетности, предъявляемыми органом – учредителем. Соответствующие положения надо утвердить в учетной политике.

Исправление ошибок в бухгалтерской отчетности

Исправление последним днем отчетного периода теперь может быть сделано даже после представления отчетности. Порядок исправления ошибок согласно новой редакции п. 18 Инструкции № 157н смотрите в таблице: 

Когда обнаружена ошибка

Период исправления ошибки

Способ исправления ошибки

Условия применения способа исправления / Примечание

После представления, но до утверждения отчетности

Последним днем отчетного периода

Дополнительная запись
ИЛИ
запись способом "Красное сторно" и (или) дополнительная запись

Информацию об исправительных проводках и изменении показателей отчета раскрыть в Пояснительной записке

Решение об исправлении отчетности (внесении уточненной отчетности) принято:
– финорганом;
– ГРБС;
– органом – учредителем

Под датой утверждения бюджетной отчетности понимается дата утверждения отчета об исполнении бюджета публично-правового образования соответствующим законом (решением) (ст. 264.6 БК РФ)

После представления, но до утверждения отчетности

 Датой обнаружения ошибки

  

Дополнительная запись
ИЛИ
запись способом "Красное сторно" и (или) дополнительная запись

Финорган (ГРБС, орган – учредитель) НЕ принял решение об исправлении отчетности

После утверждения отчетности

 

 

После вступления в силу федерального стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" исправительные проводки в отчетности текущего года учитывать не будем – проводим ретроспективный пересчет отчетности (изменение остатков в прошлых отчетах)

До представления отчетности

Последним днем отчетного периода

Дополнительная запись
ИЛИ
запись способом "Красное сторно" и (или) дополнительная запись

Требуется корректировка регистров бухучета

До представления отчетности

Датой обнаружения ошибки (текущей датой)

Зачеркивание тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое
И
Написание над зачеркнутым исправленного текста и суммы.

В учетном регистре за подписью главного бухгалтера делается надпись "Исправлено"

НЕ требуется корректировка регистров бухучета

По результатам камеральной проверки отчетности орган, составляющий сводный (консолидированный) отчет, оформляет Уведомление о принятии отчетности или о несоответствии отчета установленным требованиям. В последнем случае учреждению предоставляется время на исправление отчетных форм. Теперь соответствующие положения предусмотрены как Инструкцией № 191н, так и Инструкцией № 33н.

Учет расчетов по получению субсидий и возврату остатков субсидий в бюджет

Предусмотрены новые корреспонденции, а также уточнены ранее установленные корреспонденции, применяемые для отражения в учете ряда важных фактов хозяйственной жизни. Так, расчеты по субсидиям на выполнение государственного (муниципального) задания, а также по целевым субсидиям надо учитывать с применением следующих корреспонденций: 

Содержание хозяйственной операции

Порядок отражения в учете бюджетного (автономного) учреждения

Дебет

Кредит

Начисление доходов в сумме субсидии на выполнение задания

4 205 31 560

4 401 10 130

Начисление доходов будущих периодов в сумме субсидии на выполнение задания, подлежащей предоставлению в очередных годах на основании заключенного в текущем году соглашения

4 205 31 560

4 401 40 130

Признание доходами текущего периода ранее начисленных доходов будущих периодов в сумме субсидии на выполнение задания

4 401 40 130

4 401 10 130

Отражение задолженности перед бюджетом в части возврата:

 

 

– остатков субсидий на выполнение задания в связи с недостижением показателей характеризующих его объем;

4 401 10 130

 4 303 05 730

– неиспользованного остатка целевых субсидий прошлых лет;

5 (6) 205 81 560

5 (6) 303 05 730

– целевых субсидий в случае выявления факта нарушения порядка их использования

5 (6) 401 10 180

5 (6) 303 05 730

Погашение задолженности перед бюджетом в части средств целевых субсидий, подлежащих возврату

5 (6) 303 05 830

5 (6) 201 11 610

Отражение задолженности по доходам в части остатков целевых субсидий прошлых лет, потребность в которых подтверждена учредителем

5 (6) 303 05 830

5 (6) 205 81 660


Учет отложенных обязательств

Операции по начислению резервов и принятию обязательств за счет резервов помимо балансового учета должны быть отражены на счетах по санкционированию расходов. Приказ Минфина России от 16 ноября 2016 г. № 209н уточняет порядок отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете операций по счету 0 502 99 000 "Отложенные обязательства". Обновленными редакциями Инструкции № 162н, Инструкции № 174н и Инструкции № 183н установлен следующий порядок учета отложенных обязательств:

Содержание хозяйственной операции

Порядок отражения в учете

Дебет

Кредит

Принятие обязательств, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определен период их исполнения (финансовый год):

 

 

– в казенном учреждении

1 501 93 000, 
1 503 93 000

1 502 99 000

– в бюджетном (автономном) учреждении

0 506 90 000

0 502 99 000

Принятие обязательств за счет ранее сформированных отложенных обязательств (при определении размера обязательства и периода его исполнения (финансового года))

 

 

– в казенном учреждении

1 502 99 000

1 502 01 000

– в бюджетном (автономном) учреждении

0 502 99 000

0 502 01 000


Учет изменения кадастровой стоимости земли

Урегулирован порядок учета операций по изменению кадастровой стоимости земельных участков, находящихся на праве безвозмездного (бессрочного) пользования у учреждений либо в казне публично-правового образования. Для отражения в учете изменения стоимости земельных участков (за исключением проведения переоценки по решению Правительства РФ) надо применять корреспонденцию:

Дебет

Кредит

Примечание

0 103 11 000 "Земля – недвижимое имущество учреждения"

1 108 55 000 "Непроизведенные активы, составляющие казну"

0 401 10 180 "Прочие доходы"

В случае увеличения балансовой стоимости – в положительном значении

В случае уменьшения балансовой стоимости – со знаком "минус"

 

Основания проведения инвентаризации и порядок учета ее результатов

Обновленная редакция п. 20 Инструкции № 157н будет содержать перечень оснований для обязательного проведения инвентаризации: 

1

 при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей; 

2

в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

3

при смене материально ответственных лиц (на день приемки – передачи дел); 

4

при передаче имущества организации в аренду, управление, безвозмездное пользовании, а также выкупе, продаже комплекса объектов учета;

5

в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативными актами Минфина России.

Кроме того, определен порядок отражения в учете результатов инвентаризации:

Основание проведения инвентаризации

Порядок отражения

Примечание

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности

В годовой бухгалтерской отчетности

Даже если протоколы, акты были подписаны в текущем году, например, в январе

При реорганизации (ликвидации) субъекта учета

В бухгалтерской отчетности, представляемой на дату реорганизации, ликвидации учреждения, упразднения органа власти (местного самоуправления)

Иные основания

В учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация

 

Правила применения забалансовых счетов 17 и 18

Уточнены наименования и порядок отражения операций по забалансовым счетам 17 и 18. Теперь в обновленной редакции п. 365 и п. 367 Инструкции № 157н прямо определен такой порядок учета за балансом следующих операций:

Увеличение (”+”)

Уменьшение”-”

Счет 18 "Выбытия денежных средств"

Возврат остатков неиспользованных субсидий (грантов) прошлых лет (в разрезе КДБ)

Поступления от возвратов расходов (источников) текущего года (в разрезе КРБ, КИФ), учтенные на счете 18

Счет 17 "Поступление денежных средств"

-

Перечисление возвратов поступлений, учитываемых на счете 17

Для бюджетных и автономных учреждений меняется порядок отражения операций по возвратам остатков субсидий прошлых лет. Такие поступления теперь учитываются как увеличение по счету 18. Ранее аналогичные операции надо было отражать в качестве уменьшения по забалансовому счету 17 в разрезе кодов классификации доходов бюджета (КДБ).

Еще больше информации о последних изменениях в инструкции по бухучету и отчетности в госсекторе смотрите в системе ГАРАНТ.

Получить демо-доступ

Для казенных учреждений уточнен порядок учета движения денежных средств при оплате расходных обязательств наличными деньгами. Речь идет об учете на счетах 17 и 18, открытых к балансовым счетам 0 201 34 000 "Касса" и 0 210 03 000 "Расчеты финансовым органом по наличным денежным средствам". Так, обновленный п. 367 Инструкции № 157н прямо предусматривает, что операции по возврату расходов текущего года отражаются в качестве уменьшения по счету 18. При этом не предусмотрено исключений для ситуаций, когда восстанавливаемые расходы были произведены в текущем году с лицевого счета. То есть в качестве уменьшения по счету 18 могут быть отражены внесенные в кассу денежные средства даже при отсутствии в текущем периоде выплат из кассы. Напомним, ранее исключалась возможность отражения отрицательного показателя по счету 18, открытому к балансовым счетам 0 201 00 000, 0 210 03 000 (см., в частности, п. 3.2 раздела I совместного письма Минфина России и Федерального казначейства от 4 июля 2016 г. №№ 02-07-07/39110, 07-04-05/02-493).

Применение счета 209 00

Обновленная редакция п. 220 Инструкции № 157н прямо предусматривает применение счета 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" для учета сумм, поступивших в качестве компенсации расходов, понесенных учреждением в результате реализации требований законодательства. Один из примеров такой компенсации – поступающие от ФСС РФ средства на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний. Начисление доходов в сумме компенсации ранее произведенных расходов отражается по дебету счета 0 209 30 000 в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 130. Например, при расчетах с ФСС по предупредительным мерам в казенном учреждении могут применяться такие корреспонденции:  

Наименование операции

Дебет

Кредит

Начисление страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

1 401 20 213

1 303 06 730

Перечисление денежных средств за имущество и услуги в рамках мероприятий по сокращению травматизма

1 302 34 830 
1 302 26 830

1 304 05 340 
1 304 05 226

Поступило имущество, оказаны услуги в рамках мероприятий по сокращению травматизма

1 105 ХХ 340 
1 401 20 226

(119) 1 302 34 730 
(119) 1 302 26 730

Начисление требований по компенсации затрат государства, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма

(119) 1 209 30 560

1 401 10 140

Зачет расходов, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма, путем встречного требования к ФСС

1 303 06 830

(119) 1 209 30 660

Перечислено в ФСС за вычетом произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма расходов

1 303 06 830

1 304 05 213

Кроме того, теперь при формировании 1-17 разрядов номера счета аналитического учета счета 0 209 30 000 могут быть включены не только коды КДБ, но и коды КРБ. Такой порядок позволяет обособленно учитывать на этом счете расчеты по суммам подлежащей возврату учреждению "расходной" дебиторской задолженности, по которой ведется претензионная работа. В частности: 

  • по суммам своевременно невозвращенной задолженности подотчетных лиц (перенесенных в дебет счета 209 со счета 208);
  • невозвращенным суммам предварительных оплат по контрактам в случае их расторжения (перенесенных в дебет счета 209 со счета 206).

Учет НДС по перечисленным авансам

Налоговым законодательством предусмотрено право налогоплательщика на вычет НДС по перечисленным суммам предварительной оплаты (частичной оплаты), а не обязанность по принятию налога к вычету. Таким образом, налогоплательщик-покупатель при получении авансового счета-фактуры от продавца может воспользоваться своим правом на вычет по НДС. Для учета подобных операций теперь предусмотрен специальный счет 0 210 13 000 “Расчеты по НДС по авансам выплаченным”. Порядок применения этого счета смотрите в таблице: 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Перечислен аванс в счет предстоящей поставки

2 206 ХХ 560

2 201 11 610

Принят к вычету НДС по перечисленному авансу

2 303 04 830

2 210 13 660

Учтена сумма "входного" НДС

2 210 12 560

2 302 ХХ 730

Зачет суммы НДС, принятой к вычету по авансам, перечисленным в счет предстоящих поставок

2 210 13 560

2 210 12 660

Принят к вычету "входной" НДС

2 303 04 830

2 210 12 660

 

Владимир Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант"

Документы по теме:

Читайте также:

administrativnaya-otvetstvennost-za-narushenie-sroka-i-poryadka-oplaty-po-goskontraktam-mozhet-poyavitsya-s-1-yanvarya-2017-goda

Административная ответственность за нарушение срока и порядка оплаты по госконтрактам может появиться с 1 января 2017 года

За нарушение, совершенное впервые, предполагается установить максимальный штраф в размере 50 тыс. руб., за повторное правонарушение – дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Бухгалтеру госсектора: самые важные изменения законодательства 2017 года

Необходимо будет применять новый ОКОФ, вступят в силу положения Закона № 44-ФЗ по контролю в сфере закупок, будет скорректирован порядок применения кодов видов расходов... Обо всех изменениях — в материале.

Минэкономразвития России не поддерживает предоставление преференций региональным товаропроизводителям в ходе госзакупок

Минэкономразвития России не поддерживает предоставление преференций региональным товаропроизводителям в ходе госзакупок

Для них предлагалось установить льготу в размере 30% от предлагаемой в процессе закупки цены контракта.

Госсектор. Готовимся к переходу на новые федеральные стандарты бухучета

Разработан первый блок федеральных стандартов бухучета для организаций госсектора. Изучим основные нововведения.