Март

Определение принципа добросовестности
Dragon Images / Shutterstock.com

Определение принципа добросовестности 

Более существенные изменения в ГК РФ были внесены Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", вступившим в силу с 1 марта 2013 года (за исключением ряда положений, вступающих в силу с 1 марта 2015 года, касающихся прав и обязанностей недееспособных и ограниченно дееспособных граждан, а также положений, касающихся крестьянских (фермерских) хозяйств, вступивших в силу с момента опубликования закона – 31 декабря 2012 года).

Так, в подразделе 1 "Основные положения" отныне закреплен в ст. 1 ГК РФ принцип добросовестности при осуществлении гражданских прав и исполнении обязанностей: "При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения."

Данный принцип вполне соответствует представлениям современной доктрины гражданского права и давно введен в законодательство подавляющего большинства стран с развитыми правопорядками.

Мировой опыт показывает, что эффективное развитие рынка невозможно без укрепления начал автономии воли и свободы договора участников оборота. Однако неограниченная свобода в достижении экономических интересов таит в себе возможность дестабилизации оборота. Правила о добросовестности являются естественным противовесом правилам, утверждающим свободу договора и автономию воли сторон.

Для отечественной правоприменительной практики характерно обилие споров, разрешение которых связано с вопросом о недобросовестности участников оборота. Нормативное закрепление принципа добросовестности позволит не только установить важнейшие ориентиры поведения субъектов права, но и более широко применять меры гражданско-правовой защиты в случаях недобросовестных действий участников оборота.

Ст. 2 ГК РФ "Отношения, регулируемые гражданским законодательством" данным законом была приведена в соответствие с существующей практикой. В ранее действовавшей редакции этой статьи отсутствовало указание на то, что отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения) также регулируются гражданским законодательством. Теперь это противоречие устранено.

Технические, но существенные изменения претерпела ст. 5 ГК РФ "Обычаи". В предыдущей ее редакции в качестве источника гражданского права был назван и определен обычай делового оборота. В данной формулировке вызывало споры использование слова "деловой", которое использовано в значении "предпринимательский". На практике же подобные правила поведения широко применяются и за рамками предпринимательской сферы. Ссылки на обычай как на источник гражданского права (наряду с обычаем делового оборота или торговым обычаем) содержатся в международных актах, в том числе в заключенных Российской Федерацией международных договорах, и включены в гражданские кодексы ряда государств. Поэтому и в ГК РФ в качестве источника гражданского права отныне упоминается не только обычай делового оборота, но и любой отвечающий тем же признакам обычай. Принятие этого изменения повлекло и необходимость технической правки ст. 6 ГК РФ "Применение гражданского законодательства по аналогии", для приведения ее в соответствие с предыдущей.

Техническим изменениям подверглась и ст. 8 ГК РФ "Основания возникновения гражданских прав и обязанностей", из которой в новой редакции был исключен п. 2, в связи с вводом в действие ст. 8.1 ГК РФ "Государственная регистрация прав на имущество", а также был дополнен подп. 1.1 п.1, согласно которому гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из решений собраний в случаях, предусмотренных законом – данный подпункт внесен в связи с вводом в действие с 1 сентября 2013 года новой гл. 9.1 ГК РФ "Решения собраний".

 

Уточнение порядка государственной регистрации прав

Существенной ревизии в ГК РФ подверглись основополагающие правила, по которым должна осуществляться государственная регистрация прав на имущество, имеющая правоустанавливающее, а не техническое (учетное) значение. Одни и те же принципы регистрации должны применяться независимо от того, что является объектом регистрируемого права – недвижимое имущество, результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, либо иной объект, для которого в будущем законом может быть введена правоустанавливающая регистрация.

Закрепленная в ст. 8.1 ГК РФ "Государственная регистрация прав на имущество" регистрация прав является государственной, то есть осуществляется от имени государства в порядке исполнения им своих публично-правовых функций. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, это позволяет обеспечить доверие общества к системе ведения реестра.

Важнейший принцип, на котором строится континентальная система государственной регистрации прав, заключается в разном отношении к двум видам оснований возникновения прав — по сделке и на основании закона. Если права возникают в силу сделки, они признаются возникшими не ранее, чем будет внесена соответствующая запись в реестр. Напротив, если права возникают, изменяются или прекращаются в силу обстоятельств, указанных в законе (например, в результате универсального правопреемства при наследовании или реорганизации юридического лица, гибели объекта), то правовые последствия, указанные в законе, возникают независимо от факта государственной регистрации. Однако любое лицо, затронутое в сложившейся ситуации тем, что запись в реестре стала недостоверной, вправе потребовать исправления регистрационной записи (п. 4 ст. 8.1 ГК РФ).

В соответствии с распространенными в континентальной Европе подходами закреплен принцип публичной достоверности реестра, согласно которому любое добросовестное лицо может полагаться на запись, сделанную в реестре, однако недобросовестное лицо (то есть лицо, которому известно или должно быть известно о недостоверности указанной записи) защиту на основании записей в реестре получить не может. При этом лицо, зарегистрированное в реестре в качестве правообладателя, предполагается правообладателем, но в действительности может таковым не являться, так как соответствующая запись может быть оспорена в судебном порядке.

Если какое-либо лицо, являющееся правообладателем, неправомерно исключено из реестра (в результате неправомерных действий третьих лиц, в силу недействительной сделки и прочих обстоятельств), во избежание появления фигуры добросовестного приобретателя соответствующего объекта в п. 7 ст. 8.1 ГК РФ была закреплена конструкция отметки в реестре о возражении. Такая отметка может быть сделана по заявлению только того лица, которое ранее было указано в реестре в качестве правообладателя. Данная мера будет способствовать защите от противоправного присвоения чужой собственности и одновременно не предоставит слишком широкую возможность отражения в реестре возражений неопределенного круга лиц. Защита остальных лиц может осуществляться посредством внесения в реестр записи о возникшем судебном споре с их участием.

В п. 9 ст. 8.1 ГК РФ закрепляется важное правило о том, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, отвечает за недостоверную регистрацию (то есть внесение или погашение записи в противоречии с действительным положением дел) только при наличии своей вины. В остальных случаях потерпевшее лицо может обращать свои требования к тому, по чьей инициативе недостоверная регистрация осуществлена.

Характерной особенностью системы государственной регистрации прав на недвижимость в странах европейского континентального права является то, что в сфере обеспечения прав на недвижимость и достоверности их регистрации весьма значима роль нотариуса.

Десятилетия существования в странах континентальной правовой системы государственной регистрации не сделок, а прав наглядно демонстрируют, что именно государственная регистрация права в сочетании с нотариальным удостоверением сделки оптимальным образом защищает интересы продавцов и покупателей недвижимости, обеспечивает законность оборота недвижимости, способствует снижению количества споров относительно действительности заключенных сделок с объектами недвижимого имущества. Тем самым обеспечиваются и публичные интересы в стабильном и предсказуемом правопорядке. Государственная регистрация сама по себе, ни в том виде, в котором существует сейчас, ни в форме, в которой ей следует быть (регистрация не сделок, а прав), не способна заменить собой нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью.

В связи с этим система регистрации прав строится при непосредственном участии нотариусов, которые привлекаются как к оформлению сделки, так и к передаче документов в регистрирующий орган. Предполагается, что, будучи профессионалами в этой сфере, они обеспечат оказание клиенту комплекса услуг, в том числе передадут документы клиента на регистрацию, получат их после регистрации и вручат клиенту (абз. второй п. 3 ст. 8.1 ГК РФ).

Кроме того, создана система, при которой регистрирующий орган может провести проверку нотариально удостоверенной сделки и отказать в регистрации, если будут иметься доказательства недействительности данной сделки (абз. 2 п. 5 ст. 8.1 ГК РФ). Тем самым устанавливается дополнительная защита от ошибок, допущенных нотариусами по их вине или по объективным причинам.

 

Уточнение понятия злоупотребления правом и введение ответственности за ущерб от правомерных действий власти

Существенным изменениям подверглась и конструкция ст. 10 ГК РФ "Пределы осуществления гражданских прав". Изменение содержания понятия "злоупотребление правом" было вызвано необходимостью уточнить абстрактную формулу "злоупотребление правом в иных формах". На смену ей пришло понятие "заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав". Акцентировав внимание на запрете недобросовестных действий в их крайней форме умысла, законодатель устанавливает норму, корреспондирующую с принципом добросовестности в ст. 1 ГК РФ "Основные начала гражданского законодательства".

Кроме того, понятие "действия граждан и юридических лиц" заменено на понятие "осуществление гражданских прав", поскольку гражданские права могут осуществляться не только в форме действия, но и в форме бездействия, а также дополнен запрет на "действия в обход закона с противоправной целью".

В новую редакцию ГК РФ введена ст. 16.1 "Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления", которая предусматривает компенсацию вреда, причиненного личности гражданина или имуществу правомерными действиями госорганов и органов местного самоуправления в случаях, предусмотренных законом.

 

Изменение порядка использования имени и псевдонима гражданина

Ряд изменений претерпел и подраздел 2 ГК РФ "Лица". Так, были внесены существенные изменения в ст. 19 ГК РФ "Имя гражданина" — отныне установлено, что "Имя физического лица или его псевдоним могут быть использованы с согласия этого лица другими лицами в их творческой деятельности, предпринимательской или иной экономической деятельности способами, исключающими введение в заблуждение третьих лиц относительно тождества граждан, а также исключающими злоупотребление правом в других формах". Кроме того, прежняя редакция статьи предусматривала возмещение вреда, причиненного гражданину, лишь в случае "неправомерного использования его имени", а в новой редакции подлежит возмещению вред, причиненный в результате любого "нарушения" его прав на имя или псевдоним. При этом ограничены способы защиты прав на имя – в новой редакции статьи гражданин имеет право защищаться не всеми способами, предусмотренными ст.152 ГК РФ "Защита чести, достоинства и деловой репутации" (которая отсылает к ст. 12 ГК РФ"Способы защиты гражданских прав", содержащей полный перечень способов защиты прав), а только требовать опровержения, возмещения причиненного ему вреда, а также компенсации морального вреда.

В ст. 20 ГК РФ "Место жительства гражданина" теперь законодательно закреплена норма о том, что "Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий". Представляется, что данная норма также будет иметь значение и для решения вопроса о том, является ли надлежащим извещение гражданина судом о месте и времени рассмотрения дела.

Внесены изменения в абзац 2 ч. 5 ст. 23 ГК РФ "Предпринимательская деятельность гражданина". Если в прежней редакции данной нормы глава крестьянского (фермерского) хозяйства признавался предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, то отныне "Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя", то есть, изменена последовательность – не глава хозяйства признается предпринимателем, а индивидуальный предприниматель может быть главой хозяйства, что представляется более логичным.

Небольшая техническая поправка внесена в ст. 26 ГК РФ "Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет" — кредитные учреждения переименованы в кредитные организации.

 

Введение возможности ограничения дееспособности лиц, имеющих пристрастие к азартным играм

Существенной можно признать и поправку к ст. 30 "Ограничение дееспособности". Отныне установлено, что может быть ограничена дееспособность лиц, ставящих свою семью в тяжелое материальное положение вследствие пристрастия к азартным играм, а не только к алкоголю и наркотическим средствам, как было ранее. Кроме того, лица, ограниченные в дееспособности, лишены права самостоятельно получать заработную плату, пенсии, пособия и другие виды дохода – это право передано их попечителям.

 

Регламентация порядка создания крестьянского (фермерского) хозяйства в форме юридического лица

И последнее крупное изменение, внесенное в ГК РФ этим законом, это дополнение кодекса гл. 3.1 "Крестьянское (фермерское) хозяйство". Новая глава имеет лишь одну ст. 86.1 "Крестьянское (фермерское) хозяйство", которая регламентирует порядок создания и функционирования крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве юридического лица. Как установлено новой нормой, граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, вправе создать юридическое лицо – крестьянское (фермерское) хозяйство. Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.

При этом имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности, а гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.

Установлен особый порядок обращения взыскания на земельный участок, являющийся собственностью такого хозяйства: земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.

Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.