Подмосковные торги: единая точка входа

Фомин М. А18 августа 2015 года в ИА "Гарант" состоялось интернет-интервью с председателем Комитета по конкурентной политике Московской области Фоминым Максимом Александровичем на тему: "Подмосковные торги: единая точка входа"

Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя – Фомина Максима Александровича – председателя Комитета по конкурентной политике Московской области. Правительство Московской области проводит в своем регионе мероприятия по централизации государственных и муниципальных закупок. По некоторым предметам торгов уже наблюдается значительная экономия, а сами торги становятся более открытыми и прозрачными, что, в свою очередь, способствует вовлечению в них большего количества организаций и индивидуальных предпринимателей, приведению цен к рыночному уровню и повышению конкуренции. Сегодня мы обсудим, что представляют собой Единая торговая площадка, Единый портал торгов Московской области, Электронный магазин Московской области, а так же какие преимущества и пользу они способны принести бизнесу и общественности.

Максим Александрович, в Московской области в рамках проводимых мероприятий по централизации закупок создана Единая торговая площадка. Расскажите, пожалуйста, что включает в себя данное понятие?!

Фомин М. А.: Единая торговая площадка – это совокупность мер, направленных на централизацию всех видов торгов в Московской области. Данное понятие включает в себя методологию и принципы централизации торгов, единый портал торгов, единую автоматизированную систему управления закупками и единый уполномоченный орган. Исходя из этой совокупности, мы создали механизм взаимодействия, который делает торги централизованными, а следовательно, более доступными и привлекательными для бизнеса и прозрачными не только для контролирующих органов и общественных организаций, но и для всех участников процесса.

Каждая компания или предприниматель, желающие поучаствовать в торгах, теперь будут знать, что есть единая точка входа, благодаря которой они могут получить подробную информацию обо всех конкурентных процедурах региона, проводимых государственными и муниципальными органами власти.

Контролирующие органы и общественные организации смогут отслеживать формирование начальной максимальной цены в режиме реального времени, выявлять недобросовестных заказчиков и оперативно реагировать. 

Ведущая: Давайте поговорим об этой точке входа. С июня 2015 года начал работать Единый портал торгов Московской области. Что он собой представляет? Информация о каких торгах там размещена?

Фомин М. А.: Единый портал торгов представляет собой интернет-ресурс, с помощью которого любой потенциальный участник сможет найти интересующие его торги, проводимые в Московской области, посмотреть конкурсную документацию по ним и ознакомиться с порядком их проведения.

На Портале размещена информация, касающаяся закупок по Законам № 44-ФЗ (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ)), 223 ФЗ (Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее – Закон № 223-ФЗ)) и еще одиннадцати видам торгов (в т. ч. по земельно-имущественным торгам, инвестиционным торгам, государственно-частному партнерству, концессиям, развитию застроенных территорий и т. д.).

Всю информацию в одном месте мы объединили для того, чтобы бизнес-сообщество при помощи различных поисковых функционалов, имеющихся на Портале, смогло видеть все торги в совокупности, выбрать нужные именно им и принять взвешенное решение об участии.

В соответствии с действующими нормами информация о торгах на сегодняшний день публикуется на двух федеральных сайтах – Официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (ООС) и Официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов. Эти федеральные ресурсы содержат огромные объемы информации, которые зачастую настолько велики, что бизнесу становится сложно найти нужные торги для конкретного региона.

Ведь бизнес, особенно малый, имеет территориальный принцип работы. Его деятельность, как правило, ведется в районе расположения и на соседних территориях. Например, в одном районе необходимо построить школу и объявлены торги за бюджетные средства, а в соседнем районе есть предложение по строительству школы с привлечением инвестиций. На крупных ресурсах отследить такую ситуацию и вовремя получить информацию из соседнего района достаточно сложно. Портал учитывает подобные региональные особенности. Разные процедуры с двух разных федеральных сайтов, но проводящиеся в Московской области, на нем легко найти.

Ведущая: Максим Александрович, а в чем состоит удобство и главные преимущества Портала?

Фомин М. А.: Одно из главных преимуществ Портала – это простота и оперативность получения информации о торгах. Компания или предприниматель, в том числе и узкоспециализированные, имеют возможность установить в личном кабинете фильтр на интересующие виды торгов по кодам ОКПД, выбрать конкретные предметы торгов, а также произвести отбор по географическому признаку (например, по району или области). Как только подходящие установленным критериям торги будут объявлены, в личный кабинет придет соответствующее уведомление. Ничего не нужно искать вручную. Кроме того, на Портале функционирует форум (раздел "Обсуждения"), с помощью которого можно обмениваться информацией, делиться положительным опытом. Таким образом, мы имеем живой механизм помощи бизнесу, который может научить, как участвовать в торгах, справляться с процедурными сложностями и упростить документальное оформление.

Ведущая: Портал – это ресурс только для профессионалов, желающих участвовать в торгах, или он будет интересен кому-либо еще?

Фомин М. А.: Портал также будет интересен контролирующим органам. Через него они смогут следить за формированием цены контракта, выявлять злоупотребления при проведении торгов и вовремя их пресекать. Кроме того, мы надеемся, что на Портал обратят внимание общественные организации, которые осуществляют мониторинг. Через форум они смогут указывать на недостатки системы и выносить на обсуждение свои предложения. Мы будем отслеживать эти предложения и реагировать на них.

Ведущая: Как Портал взаимодействует с другими системами, например, с Единой автоматизированной системой управления закупками (ЕАСУЗ)?

Фомин М. А.: ЕАСУЗ – это система, через которую работают наши контрактные управляющие, государственные и муниципальные заказчики. Непосредственно в ней они публикуют конкурсную документацию, информацию по закупкам, вывешивают извещения. Принцип взаимодействия таков, что вся информация, внесенная в ЕАСУЗ, в момент ее формирования автоматически публикуется и на Портале (подобно тому, как информация о закупках, регулируемых Законом № 44-ФЗ, попадает на ООС из ЕАСУЗ). Таким образом, информация на Портале появляется оперативно, а у заказчиков отсутствует необходимость проделывать двойную работу по ее размещению.

Ведущая: Максим Александрович, на кого ориентирован Электронный магазин Московской области? Как заказчики могут занести в него свои предложения? Как потенциальные участники могут в нем зарегистрироваться?

Фомин М. А.: Электронный магазин Московской области – это одна из подсистем ЕАСУЗ. Данный сервис ориентирован преимущественно на малый бизнес, который работает с государственными и муниципальными заказчиками по контрактам на сумму до 100 000 рублей, а также с государственными унитарными и муниципальными предприятиями по контрактам на сумму до 500 000 рублей. Таких контрактов заключается огромное количество. При этом информация о них не подлежит публикации. Мы видим в этом некую непрозрачность. Никто не знает, как формируются цены и соответствуют ли они рыночным. Задача Электронного магазина состоит в том, чтобы сделать процедуры открытыми, прозрачными и приблизить цены к рыночным. Комитет же со своей стороны имеет возможность контролировать такие закупки и тем самым стимулировать возникновение экономии. Как работает Электронный магазин. При формировании плана закупок в ЕАСУЗ предусмотрена функция, которая выделяет контракт, заключаемый без проведения конкурентных процедур. Информация о такой закупке автоматически попадает в открытый доступ в Электронном магазине, и потенциальные поставщики, видя потребность, могут направлять по ней свои предложения. Заказчик выбирает наиболее выгодное. Первые результаты показали, что по отдельным предметам торгов (продукты питания, канцтовары) идет хорошее снижение цен. Малый бизнес активно включается в процесс закупок. Отмечу, что Комитет попросил региональных заказчиков довести информацию об Электронном магазине до всех поставщиков, с которыми они уже ранее работали, чтобы те в свою очередь зарегистрировались в системе и представили свои конкурентные предложения. Зарегистрироваться в Электронном магазине достаточно просто. Надо заполнить анкету через сайт Электронного магазина. При этом мы не требуем электронной цифровой подписи, потому что понимаем, что это и затяжка по времени, и дополнительные финансовые расходы.

Ведущая: Расскажите о планах Комитета на ближайшее будущее.

Фомин М. А.: Что касается организационных моментов, то перед нами стоит большая задача по централизации торгов на уровне муниципальных районов. Торги должны проводиться не учреждениями, а на уровне глав администраций городских округов и муниципальных районов. Мне кажется абсурдным, когда, например, детский сад, вместо того чтобы воспитывать детишек, размещает закупки. Во-первых, там нет специалистов-профессионалов в этой сфере. Во-вторых, нет возможности "одной рукой держать ребенка, а другой работать в системе". В рамках этой централизации мы вводим контроль над ГУПами, МУПами и автономными учреждениями, которые работают по Закону № 223-ФЗ. Это связно с тем, что было выявлено большое количество неэффективных закупок. Что касается Портала, то мы планируем привести все предметы торгов к единообразию путем введения классификатора предметов торгов. Чего мы хотим этим добиться? В других регионах имели место случаи, когда некоторые заказчики недобросовестно подходили к формированию закупки. Например, в предмете закупки указывали уборку замороженной воды вместо уборки снега. Найти такую закупку мог только тот, кто об этом знал. Мы хотим исключить возможность появления таких случаев в Московской области путем внедрения классификатора предметов торгов. Кроме того, мы хотим добиться возможности четкого построения аналитики в наших сервисах. Ведь в дальнейшем мы сможем сравнивать цены, видеть проблематику и формировать единые технические задания. А любая организация или индивидуальный предприниматель, выходящие на торги, будет четко знать, что и где и как искать. ЕАСУЗ будем развивать и интегрировать с другими системами, которые уже функционируют в Московской области (с АИС Государственные программы, АИС Бюджет, АИС Градсовет, АИС Инвестиции). ЕАСУЗ будет не только отдавать информацию, такую как результаты торгов, но и получать ее от перечисленных систем. Что касается Электронного магазина, то сейчас он проходит апробацию только на государственных заказчиках. В дальнейшем мы планируем вовлечь в его работу и муниципальных заказчиков. Некоторые унитарные предприятия уже сами обращаются к нам, чтобы мы распространили такую практику и на их деятельность.

Ведущая: Максим Александрович, мы благодарим Вас за ответы, и желаем успехов в Вашей дальнейшей деятельности!

Читать ГАРАНТ.РУ в и