Антимонопольному регулированию 25 лет!

Суменков С. В.27 февраля 2015 года в Управлении Федеральной антимонопольной службы состоялось интернет-интервью с руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области Суменковым С.В. 

Организатор мероприятия: ООО "Агентство Правовой Информации "Гарант-Энтерпрайз". 

Ведущая интернет-интервью: Петрякова Ольга Николаевна (ведущий специалист по работе с органами государственной власти ООО "АПИ "Гарант-Энтерпрайз") 

Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория! Сегодня мы второй раз встречаемся с руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы Сергеем Васильевичем Суменковым, чтобы задать ряд вопросов. Добрый день, Сергей Васильевич! 

Суменков С.В.: Добрый день!

Ведущая: Управлению Федеральной антимонопольной службы России в 2015 году исполняется 25 лет. Поэтому, прежде всего, позвольте поздравить Вас с таким значительным юбилеем. Пожелать всяческих успехов в профессиональной сфере.

За столь большой срок произошло много изменений. Чего наиболее важного, по вашему мнению, удалось добиться в сфере антимонопольного регулирования?

Суменков С.В.: За 25 лет существования антимонопольного законодательства, и соответственно, антимонопольной службы в России удалось добиться очень многого.

Если начать с того, что одно из главных направлений в сфере деятельности антимонопольных органов – это защита конкуренции, т.е. более слабых хозяйствующих субъектов, а также интересов других лиц от монополистов, т.е. от хозяйствующих субъектов, обладающих большой рыночной властью, т.е. возможностью навязывать контрагентам невыгодные для них условия, то результат – это сотни возбужденных дел о нарушении антимонопольного законодательства, результатом рассмотрения которых стала защита прав слабой стороны, в первую очередь, в сфере энергоснабжения, продажи нефтепродуктов и многое другое.

Немаловажным стало как введение административной ответственности в виде так называемых "оборотных" штрафов – в процентах от годовой выручки, с одной стороны, так и, наоборот, расширение профилактического института выдачи предупреждений, когда нарушителю антимонопольного законодательства предоставляется возможность устранить нарушение до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства и тем самым избежать штрафных санкций.

Полномочия ФАС России постоянно расширяются. Так, с 1995 года – появилось законодательство о рекламе, с 2008 года ФАС России поручен контроль за осуществлением иностранных инвестиций.

С 2006 года антимонопольным органам был поручен контроль за размещением государственных и муниципальных заказов, с 2015 года – за государственным оборонным заказом и др.

В 2014 году ФАС России заняла 17 место из 140 в рейтинге Международной конкурентной сети. Это высокий результат.

Ведущая: Сергей Васильевич, судя по пришедшим вопросам, многие люди не до конца понимают с какими проблемами можно обращаться в УФАС, можно ли еще раз пояснить, какие вопросы относятся к деятельности вашего органа?

Суменков С.В.: Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

Помимо этого, антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

В настоящее время антимонопольный контроль в регионах Российской Федерации осуществляют 84 территориальных подразделения Федеральной антимонопольной службы.

Ведущая: Второй год действует Федеральный закон № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". За прошедший год наверняка появилась первая судебная, административная практика, а также жалобы в антимонопольный орган. С какими вопросами чаще всего обращались в УФАС по Омской области в данной сфере? Как много и какого рода вынесено решений?

Суменков С.В.: Если говорить о статистике, то за 2014 год поступило 1214 жалоб участников закупок (с учетом возвращенных, отозванных и переданных по подведомственности), из них рассмотрено и принято решений по 541 жалобе, при этом выдано 330 предписаний об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Следует отметить, что лишь чуть более половины рассмотренных жалоб (280 жалоб) были признаны обоснованными.

Чаще всего обжаловались действия комиссий, связанные с отказом в допуске участников к процедурам закупок на выполнение работ по строительству и ремонту объектов капитального строительства, также было много жалоб на положения документаций, устанавливающих неправомерные требования к участникам закупок и предусматривающих ответственность сторон, не соответствующую требованиям 44-ФЗ.

Помимо указанного, было проведено 7 плановых и 529 внеплановых проверок, в результате которых выдано 536 предписаний об устранении нарушений (было проверено 4924 закупки, при этом выявлено 1417 нарушений).

В 2014 году в отношении должностных лиц было рассмотрено 87 дел об административных правонарушениях.

Также в 2014 году было рассмотрено 1105 обращений заказчиков о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, когда в результате закупки был выявлен лишь один участник, из указанного числа обращений было отказано в согласовании в 178 случаях.

Ведущая: В прошлом году изменился порядок рассмотрения жалоб на действия заказчиков при закупках в рамках 223-ФЗ, в чем суть этих изменений? 

Суменков С.В.: Статья 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", устанавливающая Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров введена достаточно недавно (Федеральным законом от 06.12.2011 № 401-ФЗ).

По правилам настоящей статьи антимонопольный орган был наделен полномочием в ускоренном режиме рассматривать жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, либо, в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.

Жалобы на нарушения при проведении торгов по нормам Федерального закона № 223-ФЗ также рассматривались по правилам этой статьи.

В прошлом году (а именно Федеральным законом от 28.12.2013 № 396-ФЗ) в часть 1 статьи 18.1 внесено изменение, непосредственно уточняющее, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушения "при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Сам порядок рассмотрения жалоб не изменился, по прежнему обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения. По-прежнему правом обжалования действий указанных лиц в антимонопольный орган обладают лица, подавшие заявки на участие в торгах. По-прежнему, срок рассмотрения жалобы по существу составляет семь рабочих дней со дня поступления жалобы.

Ведущая: Сергей Васильевич, за 2014 год поступило 200 обращений о включении нарушителей контрактов в реестр недобросовестных поставщиков. По каким критериям предприятие может быть включено в данный реестр? Какие возникают последствия для организации после включения в реестр? И из обращений прошлого года, сколько поставщиков были признаны недобросовестными?

Суменков С.В.: В 2014 году поступило 207 обращений заказчиков о включении сведений о лицах в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – РНП) по 44-ФЗ и 7 обращений заказчиков по 223-ФЗ, при этом были приняты решения и включены сведения (точнее внесены реестровые записи) лишь о 95 и 5 лицах (соответственно).

Включение лиц, признанных победителями закупок, в РНП является одним из административно-правовых способов обеспечения исполнения контрактов, стимулирования добросовестности указанных лиц, поскольку одним из последствий включения лиц в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ в течение 2 лет с даты включения в РНП.

В РНП сведения включаются только в трех случаях:

  • об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов,
  • о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением ими условий контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;
  • о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением ими условий контракта по решению суда.

В первых двух случаях антимонопольным органом всегда проводится проверка, а решение суда является безусловным основанием для включения сведений в РНП.

При этом следует отметить, что проверка по факту уклонения лица от заключения контракта не может быть проведена формально без сбора необходимых доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин, препятствующих своевременному подписанию контракта, включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном уклонении от заключения контракта, основанием для включения в реестр является только такое уклонение, которое предполагает недобросовестное поведение лица.

При проведении проверки в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта исследуется вопрос соблюдения заказчиком процессуального порядка расторжения контракта, а также вопрос о том, относилось ли нарушение, послужившее основанием одностороннего отказа заказчика, к нарушению существенных условий контракта.

Ведущая: Спасибо, следующий вопрос: с февраля 2014 года отпала необходимость направлять в антимонопольный орган письменные уведомления о совершении отдельными хозяйствующими субъектами некоторых действий. О каких субъектах и действиях идет речь?

Суменков С.В.: В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о защите конкуренции контролю со стороны антимонопольного органа подлежали следующие сделки:

1) создание коммерческой организации в результате слияния коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций);

2) присоединение одной или нескольких коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации);

3) приобретение акций (долей), права и (или) имущество (за исключением акций (долей), прав и (или) активов финансовых организаций), осуществление сделок, иных действий, указанных в статье 28 Закона о защите конкуренции;

4) создание финансовых организаций в результате слияния финансовых организаций, присоединение одной или нескольких финансовых организаций к иной финансовой организации, а также присоединение финансовой организации к коммерческой организации;

5) приобретение акций (долей), прав и (или) активов финансовой организации, осуществление сделок, иных действий, указанных в статье 29 Закона о защите конкуренции,

Хозяйствующие субъекты с относительно небольшими стоимостями активов по балансу или выручками от реализации товаров, совершившие указанные сделки, должны были уведомлять антимонопольный орган. Указанная статья отменена с 01.01.2014 г.

Следует отметить, что контролю со стороны антимонопольного органа по-прежнему подлежат сделки, указанные в статьях 27-29 Закона о защите конкуренции.

Указанные сделки должны осуществляться с предварительного согласия антимонопольного органа.

Например, сделки должны осуществляться с предварительного согласия антимонопольного органа, если суммарная стоимость активов хозяйствующих субъектов – участников сделки (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства, превышает семь миллиардов рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния/присоединения/создания, превышает десять миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов.

Ведущая: В феврале 2014 года ФАС России разработан план действий по повышению эффективности исследования товарных рынков. Для чего предназначен данный план? Каковы результаты его применения по итогам 2014 года?

Суменков С.В.: Меры антимонопольного реагирования, в ряде случаев (в случае нарушения статей 10, 11 Закона о защите конкуренции) могут быть применены только к хозяйствующим субъектам, занимающим определенную долю на соответствующем товарном рынке. Для выявления таких хозяйствующих субъектов в обязательном порядке проводится анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

Целью всех мероприятий, включенных в указанный план действий, является повышение эффективности исследования товарных рынков. Федеральной антимонопольной службой разрабатывается ряд изменений в действующий приказ ФАС России, регламентирующий процедуру проведения анализа состояния конкуренции на товарных рынках (приказ ФАС России от 28.04.2010г. № 220) при непосредственном участии сотрудников территориальных органов ФАС России.

В настоящее время изменения, указанные в Плане, в данный приказ не внесены, и мы руководствуемся приказом, последние изменения в который внесены 12.03.2013 г.

Ведущая: С 1 января 2015 года все губернаторы будут оцениваться по новому критерию – содействию развития конкуренции на основе Стандарта развития конкуренции в субъектах РФ. Данный Стандарт внедряется в Омской области? Какое участие принимает УФАС для реализации поставленных задач развития конкуренции?

Антимонопольному регулированию 25 лет!Суменков С.В.: 2 апреля 2014 года Правительством Российской Федерации одобрен Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (далее – Стандарт). Стандарт разработан в целях реализации пункта 2 дорожной карты "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. №2579-р. 

Стандартом предусмотрены целевые показатели развития конкуренции в регионах: отраслевые (на социально значимых рынках) и системные. Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым Федеральной антимонопольной службе поручено оказать содействие во внедрении Стандарта в шести пилотных регионах: Республике Татарстан, Хабаровском крае, Волгоградской, Нижегородской и Ульяновской областях, г. Санкт-Петербург. Омская область не вошла в состав пилотных регионов.

Вместе с тем, в настоящее время в целях координации совместных действий по реализации Стандарта на территории Омского региона создана рабочая группа по развитию конкуренции в Омской области с участием представителя Омского УФАС России. В результате работы данной рабочей группы подготовлен проект Соглашения о взаимодействии между Правительством Омской области и Федеральной антимонопольной службой. В декабре 2014 года данный документ направлен в ФАС России для согласования и подписания.

Ведущая: Сергей Васильевич, в "Плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году" утвержденного распоряжением Правительства от 27 января 2015 года №98-р одним из мероприятий указано: "Снижение избыточного антимонопольного контроля". Поясните в чем суть данной меры? На кого она направлена и не повлечет ли это за собой ухудшение конкурентоспособности предприятий?

Суменков С.В.: В "Плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году" утвержденного распоряжением Правительства от 27 января 2015 года №98-р не только указано "Снижение избыточного антимонопольного контроля", но также сказано за счет чего – за счет установления иммунитетов для предпринимателей, не обладающих значительной рыночной силой. То есть, если сегодня Закон о защите конкуренции не даст полномочий антимонопольному органу "закрывать глаза" на какие-либо нарушения антимонопольного законодательства в зависимости от их последствий, то в будущем предполагается, что применять меры антимонопольного реагирования будет разрешено только в случаях наступления существенных последствий для товарного рынка от таких нарушений, что, несомненно, снизит давление антимонопольного контроля, в первую очередь для субъектов малого предпринимательства.

Ведущая: Интересные вопросы поступали от жителей Омска. Один из них: "Часто сталкиваюсь с тем, что торговые сети запрещают фотосъемку в торговом зале. Подскажите, пожалуйста, правомерны ли действия руководства сетей? Имеют ли они право на запрет фотосъемки и могут ли они брать плату за разрешение на фотосъемку?»

Суменков С.В.: Данные вопросы не отнесены к функциям и полномочиям антимонопольного органа, определенным статьями 22, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Положением о территориальном антимонопольном органе Федеральной антимонопольной службы", утвержденным Приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30. Тем не менее, попробую на них ответить.

Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее – Закон "Об информации") регулирует отношения, возникающие при осуществлении гарантированного пунктом 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом.

Информация подразделяется на две категории доступа: общедоступная и доступ к которой ограничен федеральными законами (часть 2 статьи 5 Закона "О защите информации").

Частью 1 статьи 8 Закона "Об информации" гражданам (физическим лицам) и организациям (юридическим лицам) предоставлено право осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим федеральным законом и другими федеральными законами.

Охрана конфиденциальности информации предусматривает принятие обладателем информации определенных Федеральным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ "О коммерческой тайне" мер, включающих, в том числе, ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну; учет лиц, получивших такой доступ и других мер. В соответствии с положениями данного закона коммерческой тайной может быть информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем информации введен режим коммерческой тайны.

Таким образом, информация, размещенная в торговых залах торговой сети, то есть в общедоступных для неопределенно широкого круга лиц общественных (публичных) местах, не может быть отнесена к коммерческой тайне, соответственно, не является конфиденциальной.

Потребителям также следует знать о своих правах и об обязанностях изготовителя (исполнителя, продавца) товара (работ, услуг), определенных Федеральным законом от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее – Закон "О защите прав потребителей").

Так, в соответствии со статьей 8 данного закона, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товара (работах, услугах). Положениями статей 9 – 11 Закона "О защите прав потребителей" установлена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) товара предоставить такую информацию.

При этом законом не ограничены способы фиксации такой информации.

Поскольку за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором, фотосъемка в торговом зале торговой сети может быть применена также для закрепления доказательств нарушения прав потребителей, при намерении потребителя подать жалобу в Управление Роспотребнадзора по Омской области.

Таким образом, действующее законодательство не запрещает проведение фотосъемки в торговом зале торговой сети, получение разрешения для этого не требуется, взимание платы за проведение фотосъемки допустимо только по соглашению сторон. Однако при этом следует учитывать, что проведение фотосъемки в таком помещении не должно нарушать общественный порядок, правовая охрана которого регламентирована нормами административного и уголовного права.

Ведущая: Сергей Васильевич, не секрет, что цена на нефть, на мировом рынке, снизилась почти в 2 раза, а стоимость топлива, на заправках города, практически не снизилась. Если снизить цены на топливо, легче будет снижать цены на все остальное. Отслеживает ли УФАС стоимость топлива, и можете ли вы повлиять на его цену?

Суменков С.В.: Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты. Цены на указанные товары должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции.

На территории Омской области основным продавцом на розничном рынке бензинов автомобильных и дизельного топлива является ОАО "Газпромнефть-Новосибирск", на мелкооптовом рынке указанных нефтепродуктов – ООО "Газпромнефть-Региональные продажи" (Сибирский филиал).

Поставщиком нефтепродуктов для ООО "Газпромнефть-Региональные продажи" является ОАО "Газпром нефть", поставщик нефтепродуктов для ОАО "Газпромнефть – Новосибирск" является ООО "Газпромнефть-Региональные продажи" (Сибирский филиал).

Омским УФАС России на постоянной основе проводится ежедневный мониторинг закупочных и отпускных мелкооптовых и розничных цен на бензины автомобильные и дизельное топливо, реализуемые ОАО "Газпромнефть – Новосибирск" и ООО "Газпромнефть-Региональные продажи" (Сибирский филиал) на территории Омской области, посредством которого осуществляется контроль за соблюдением указанными хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства.

В случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами на указанных товарных рынках к ним применялись и будут применены меры антимонопольного реагирования.

С декабря 2014 г. происходит снижение как закупочных, так и отпускных цен на нефтепродукты, реализуемые на территории Омской области ООО "Газпромнефть-Региональные продажи" (Сибирский филиал).

В ходе проведения мониторинга установлено, что снижение закупочных цен на нефтепродукты ООО "Газпромнефть-Региональные продажи" (Сибирский филиал) происходит опережающими темпами по сравнению с темпами снижения отпускных цен данного хозяйствующего субъекта.

Прямая зависимость розничных цен на нефтепродукты в Российской Федерации в рублях и цен на нефть на мировых рынках в долларах отсутствует.

Ведущая: Следующий вопрос, который касается, наверное, многих из нас: "При оформлении полиса ОСАГО, (причем сразу в нескольких компаниях) с меня потребовали оформления еще двух страховок: жизни и имущества, а иначе в продаже полиса отказывают. Это ведь незаконно?!" Могут ли граждане получить консультации от специалистов Управления и написать заявления на незаконные действия страховых компаний при оформлении полиса ОСАГО? Были ли такие прецеденты в Омской области?

Суменков С.В.: Действия страховых организаций, оказывающих на основании соответствующей лицензии услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), регламентированы действующим законодательством. Однако на практике страховые компании в погоне за прибылью зачастую не соблюдают предъявляемые при оказании данной услуги требования, пользуясь тем, что потребители услуг обращаются к страховщикам не с письменным заявлением, как того требуют Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года № 263 (далее – Правила страхования), а в устной форме и незадолго до истечения срока действия ранее выданного полиса ОСАГО, когда потребителя легче понудить к вынужденному согласию на дополнительные страховые услуги (страхование жизни и здоровья и другие).

В соответствии со статьей 426 Гражданского Кодекса Российской Федерации и статьей 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", договор ОСАГО является публичным. Отказ от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить соответствующие услуги не допускается.

Владелец транспортного средства в соответствии с пунктом 14 Правил страхования имеет право на свободный выбор страховщика, осуществляющего обязательное страхование. Перечень необходимых для предоставления страховщику документов установлен пунктом 15 Правил страхования. Правила содержат запрет на необоснованный отказ в заключении договора ОСАГО.

В соответствии со статьей 435 ГК РФ и пунктом 14 Правил страхования страхователь вправе направить выбранному им страховщику соответствующее заявление о заключении договора ОСАГО (предложение-оферту) по форме, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2009 года №67н, с приложением всех необходимых документов, предусмотренных пунктом 15 Правил страхования.

Для закрепления доказательств обращения в страховую компанию и получения страховщиком заявления (предложения-оферты) о заключении договора ОСАГО, которое подлежит рассмотрению в 30-дневный срок, следует направлять указанное заявление в страховую компанию посредством ФГУП "Почта России", с уведомлением о вручении почтового отправления. Подтверждение факта письменного обращения в страховую компанию обязательно и является одним из доказательств при обращении с заявлением в соответствующие контрольные (надзорные) органы и в суд. В случаях устного обращения к страховщикам последние, как показывает практика рассмотрения заявлений граждан, отрицают сам факт обращения в страховую компанию.

Действия (бездействие) страховых компаний могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства только при определенных условиях.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта как не соответствующих части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2007 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" необходима совокупность следующих условий:

  • установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке услуг ОСАГО в географических границах Омской области;
  • наличие доказательств, свидетельствующих о навязывании невыгодных условий договора или не относящихся к предмету договора, либо об отказе (уклонения) от заключения договора ОСАГО (например, письменный отказ страховщика от заключения договора);
  • наличие фактов ущемления действиями данного хозяйствующего субъекта, вытекающими из его доминирующего положения, интересов какого-либо лица либо ограничения конкуренции.

При отсутствии доминирования хозяйствующего субъекта на определенном товарном рынке, даже при наличии других вышеуказанных обстоятельств, действия хозяйствующего субъекта не могут быть признаны злоупотреблением доминирующим положением.

Управлением федеральной антимонопольной службы по Омской области, в целях выявления, пресечения, предупреждения нарушений страховыми компаниями антимонопольного законодательства в 2013 и в 2014 годах был проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке оказания услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) в географических границах Омской области, по результатам которого установлено, что ни одна страховая компания, оказывающая означенные услуги, не занимает доминирующее положение, что не позволяет Управлению принять меры антимонопольного реагирования к страховым компаниям за нарушение запрета на злоупотребление доминирующим положением, в том числе в случаях навязывания контрагенту условий договора, не невыгодных для него или не относящихся к предмету договора и (или) прямо не предусмотренных действующим законодательством.

Для установления фактов заключения хозяйствующими субъектами (страховыми компаниями) антиконкурентных соглашений (статья 11 Закона о защите конкуренции), совершения запрещенных статьей 11.1 Закона о защите конкуренции согласованных действий также необходима совокупность условий, определенных Законом о защите конкуренции. Так, например, необходимо доказать факт ограничения конкуренции. Одним из условий для признания действий страховых компаний нарушением запрета на антиконкурентные согласованные действия является установление обстоятельств, подтверждающих, что определенные действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий.

В общем случае, если не установлено нарушение антимонопольного законодательства, защиту нарушенных прав граждане и хозяйствующие субъекты могут осуществлять, обратившись с жалобой в подразделение Банка России, созданное по решению Совета директоров Банка России от 8 августа 2013 года в связи с интеграцией в структуру Банка России Федеральной службы по финансовым рынкам – Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (адрес: 630099, г. Новосибирск, ул. Красный проспект, 27) поскольку, согласно положениям статьи 30 Закона РФ от 27.11.1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", контроль за соблюдением страхового законодательства субъектами страхового дела осуществляет Центральный Банк Российской Федерации. Также можно подать жалобу в Российский Союз Автостраховщиков (адрес: 115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 27, стр. 3г).

Кроме этого, в случае навязывания невыгодных условий договора ОСАГО, ущемляющих интересы потребителя услуги, действия страховой компании нарушают часть 2 статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей", которая запрещает обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

В соответствии со статьей 17 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", защита прав потребителей осуществляется судом.

Таким образом, потребители, чьи права нарушены продавцом товара, путем обусловливания приобретения одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе в случае, если уже заключен договор ОСАГО на невыгодных для потребителя услуги условиях, свои права могут защитить, обратившись в страховую компанию с письменной претензией, а также в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Управление Роспотребнадзора по Омской области, расположенное по адресу: 644001, г. Омск, ул. 10 лет Октября, 98) либо в суд.

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 445 ГК РФ, если страховая компания уклоняется от заключения договора ОСАГО, лицо, обратившееся к страховщику с заявлением о заключении такого договора, вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. При этом сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные убытки.

Таким образом, можно воспользоваться различными способами защиты нарушенных прав, но при этом следует учитывать, что защитить нарушенные права возможно только при наличии доказательств их нарушения. Надлежащее обращение в страховую компанию, то есть обращение с заявлением в письменной форме о заключении договора ОСАГО (посредством ФГУП "Почта России", с уведомлением о вручении почтового отправления либо с отметкой на копии заявления о его регистрации в страховой компании), соответствующим положениям пункта 15 Правил страхования, будет являться доказательством обращения в страховую компанию.

Ведущая: Спасибо за такой подробный ответ, и совет как действовать в данной ситуации. А может ли УФАС отслеживать цены на валюту и каким-то образом контролировать ситуацию? Ведь получается сговор между банками и завышение цен на валюту?

Суменков С.В.: Валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации (пункт "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации).

Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования определены Федеральным законом от 10.12.2003 №173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", в соответствии с которым органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Исходя из положений Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России – юридическое лицо, наделенное государством множеством функций и полномочий в области валютного регулирования.

Так, Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику (пункт 1 статьи 4), устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю (пункт 15 статьи 4). Таким образом, официальные курс валют определяются Банк России вне зависимости от взаимодействия с другими банками, поэтому ни о каком антиконкурентном сговоре не может быть речи.

Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также представителей иностранных банков (статья 2 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности").

Финансовые организации (хозяйствующие субъекты, оказывающие финансовые услуги, к которым отнесены банковские услуги) подпадают под действие антимонопольного законодательства, на них распространяются запреты, установленные Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" на злоупотребление доминирующим положением, ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия, недобросовестную конкуренцию, а также запреты на принятие ограничивающих конкуренцию актов и (или) осуществление действий (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

При условии наличия доказательств, достаточных для признания установленным факта нарушения финансовой организацией антимонопольного законодательства, Управление правомочно принять меры антимонопольного реагирования в соответствии с действующим законодательством.

При нарушении законодательства в сфере банковской деятельности защита нарушенных прав может быть осуществлена путем подачи заявления в Сибирское главное управление ЦБ РФ, отделение по Омской области (адрес: 644099, г.Омск, ул.Певцова, 11), а также в порядке гражданского(арбитражного) судопроизводства. За нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования статьей 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных лиц, граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Ведущая: Следующий вопрос: "Реклама по телевизору звучит очень громко, по сравнению с передачами, хотя в законе "О рекламе" указано, что средний уровень звука рекламы не должен превышать уровень телепередачи. Кто это контролирует, и когда уже можно будет смотреть телевизор, не вздрагивая от криков рекламы?»

Антимонопольному регулированию 25 лет!Суменков С.В.: Согласно части 12 статьи 14 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" при трансляции рекламы уровень ее звука, а также уровень звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи. Параметры соотношения уровня звука рекламы и уровня звука прерываемой ею телепрограммы или телепередачи определяются требованиями технического регламента.

Учитывая, что до настоящего время такой технический регламент отсутствовал, соответственно, отсутствовали и нормативные требования к уровню звука рекламы в телепрограммах, а также методика измерения громкости звука, что не позволяло антимонопольным органам осуществлять государственный надзор в данной сфере.

Федеральным законом от 04.11.2014 № 338-ФЗ "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "О рекламе", вступающим в силу с 25 мая 2015 года, часть 12 статьи 14 Федерального закона "О рекламе" изложена в новой редакции: "При трансляции рекламы уровень громкости ее звука, а также уровень громкости звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи. Соотношение уровня громкости звука рекламы и уровня громкости звука прерываемой ею телепрограммы или телепередачи определяется на основании методики измерения уровня громкости звука рекламы в телепрограммах и телепередачах, утвержденной федеральным антимонопольным органом и разработанной на основе рекомендаций в области нормирования звуковых сигналов в телерадиовещании, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации. Выявление превышения уровня громкости звука рекламы над средним уровнем громкости звука прерываемой ею телепрограммы или телепередачи осуществляется антимонопольным органом как в ходе наблюдения за соблюдением требований к уровню громкости звука рекламы, проводимого в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, так и в результате проведения плановых или внеплановых проверок соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе в соответствии со статьей 35.1 настоящего Федерального закона.

В целях исполнения указанной нормы ФАС России на основе рекомендаций Международного телекоммуникационного союза, рекомендаций Европейского вещательного союза и иных рекомендаций, направленных на решение проблемы субъективного восприятия уровня громкости рекламы в теле-, радиопередачах, разработан проект Методики измерения соотношения уровня громкости рекламы и среднего уровня громкости прерываемой рекламой теле- и радиопрограммы (далее – Методика), с которым можно ознакомиться на портале http://regulation.gov.ru/project/21942.html.

Данный проект Методики, в целом, предусматривает сравнение громкости дорекламного и пострекламного фрагмента прерываемой программы с уровнем громкости рекламы.

При этом если значение громкости рекламы будет превышать установленную величину, то реклама будет признаваться превышающей средний уровень прерываемой программы, что будет являться основанием для применения антимонопольным органом к рекламораспространителю мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Ведущая: Очень многих сейчас волнует рост и скачки цен на продукты и лекарства. Следующий вопрос задала по телефону пожилая дама: "почему такой рост цен на любые продукты питания, особенно продукты первой необходимости и лекарства выросли в цене почти в 2 раза, болеть старикам нельзя – надо сразу умирать. Как жить если зарплата и пенсия минималка?" Какие мероприятия проводятся УФАС по Омской области для контроля цен на продовольственные товары и лекарства? Есть ли результаты?

Суменков С.В.: Цены на продовольственные товары в настоящее время не подлежат государственному регулированию, т.е. участники рынка (юридические лица и индивидуальные предприниматели) самостоятельно устанавливают цены на реализуемые ими товары.

Меры антимонопольного реагирования в части необоснованного установления цены могут быть применены только к хозяйствующим субъектам – монополистам (занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке), либо в отношении хозяйствующих субъектов, заключивших между собой антиконкурентные соглашения, либо в отношении хозяйствующих субъектов, действия которых указывают на наличие согласованных действий. На сегодняшний день такие хозяйствующие субъекты, осуществляющие реализацию продовольственных товаров на розничном рынке на территории г. Омска, отсутствуют.

Необходимо отметить, что в большинстве случаев, рост цен в розничных торговых сетях вызван повышением цен со стороны оптовых поставщиков. В связи с чем, в настоящее время Омским УФАС России проводится ряд мероприятий, направленных на выявление нарушений антимонопольного законодательства на оптовых рынках сахара, гречневой крупы и рыбы (охлажденной и мороженой). По признакам нарушения антимонопольного законодательства Омским УФАС России возбуждены дела в отношении двух оптовых поставщиков сахара.

Кроме того, в настоящее время совместно с Прокуратурой Омской области Омским УФАС России проводится проверка крупных производителей продовольственных товаров (хлеб и хлебобулочные изделия, макаронные изделия и др.), поставляющих свою продукцию в розничные торговые сети г. Омска.

По вопросу роста цен на лекарства следует отметить, что государственному регулированию посредством установления предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, подлежат цены на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Такой перечень утверждается Распоряжением Правительства Российской Федерации.

Региональный государственный контроль за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, в части проверки непревышения предельного уровня оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты на территории Омской области осуществляет Региональная энергетическая комиссия Омской области.

Что касается остальных лекарственных средств, меры антимонопольного воздействия, как уже отмечалось выше, могут быть применены Омским УФАС России только в отношении хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

По итогам исследования рынка услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, проведенного Омским УФАС России в 2014 году, на территории города Омска выявлено достаточное количество аптечных учреждений, способных удовлетворить спрос населения в приобретении лекарственных средств. При этом хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на указанном товарном рынке, не установлено. В связи с чем, у Омского УФАС России нет оснований для применения мер антимонопольного реагирования в отношении аптечных учреждений на территории г. Омска.

Ведущая: Еще один вопрос поступил от жителей Омска, относительно скачков цен: "6 января стоимость огурцов в магазине "Магнит" была 250 рублей, на следующий день те же самые огурцы уже стоили 150 рублей. Да и сами продавцы говорят, что им практически каждое утро приходят указания с новыми ценами. Получается, что магазины ставят ценники, какие захотят. Неужели нет никакого контроля над торговой накруткой? Могут ли магазины караться за получение сверхприбылей?"

Суменков С.В.: Как уже отмечалось в ответе на предыдущий вопрос, цены на продовольственные товары не подлежат государственному регулированию. При этом на изменение розничных цен влияет ряд факторов, а именно: изменение закупочной цены со стороны поставщика, изменение торговой наценки в розничной сети, проведение маркетинговых акций, направленных на предоставление скидок с целью привлечения покупателей и др. При этом действующим законодательством на сегодняшний день не предусмотрено установление предельного размера торговой наценки.

Что касается получения магазинами "сверхприбыли", то понятие "монопольно высокой цены" может быть применимо только к хозяйствующим субъектам-монополистам, а такие на розничном рынке торговли пищевыми продуктами на территории города Омска отсутствуют.

В то же время в Правительстве Российской Федерации активно обсуждаются вопросы о возможности принятия мер по сдерживанию цен на продовольственные товары. В частности, с таким предложением уже выступили ряд крупных торговых сетей, предложивших добровольно "заморозить" цены на два месяца на некоторые социально значимые товары.

Однако такая мера может быть только временной, поскольку в далекой перспективе она приведет только к "вымыванию" с полок дешевых товаров.

Более "значительный" эффект может дать только "импортозамещение" ввозимых продовольственных товаров путем развития сельского хозяйства, поддержки местных сельхозпроизводителей и переработчиков, а также снижение импортных пошлин на продукты питания.

Ведущая: Сергей Васильевич, благодарим Вас за участие в интернет-интервью, за подробные ответы. Еще раз поздравляем Вас и Ваших коллег с предстоящим юбилеем! Ваше ведомство немало сделало для развития и укрепления конкуренции в России. И сегодня перед ФАС стоят важные задачи, связанные с повышением конкурентоспособности не только отдельных предприятий, но и всего государства в целом. Поэтому хочется пожелать Вам терпения и силы, позитивного настроя, энергии и активности!

Читать ГАРАНТ.РУ в и