Компания и партнеры Cотрудничество Сотрудничество с органами государственной власти Интернет-мероприятия Региональные интернет-мероприятия Применение современных технологий в сфере статистической деятельности. Проблемы и перспективы развития государственной статистики

Применение современных технологий в сфере статистической деятельности. Проблемы и перспективы развития государственной статистики

10 июня 2013 года в ИА "ГАРАНТ" состоялось интернет-интервью с руководителем Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области Никифоровым Олегом Николаевичем.

Тема интернет-интервью: "Применение современных технологий в сфере статистической деятельности. Проблемы и перспективы развития государственной статистики".

В ходе интернет-интервью обсуждались результаты применения современных технологий в сфере статистики, вопросы востребованности стат информации в обществе, какие темы исследования наиболее востребованы у пользователей стат информации, проблемы и перспективы внедрения электронной отчетности, проблемы сбора статистической информации у бизнеса и уровень нагрузки на него.

Ведущий: Какие услуги, какую информацию на данный момент Петростат готов предоставлять в электронном виде?

Никифоров О.Н.: В рамках реализации Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации представления государственных и муниципальных услуг», Росстат оказывает государственную услугу – «Предоставление официальной статистической информации по запросам граждан и организаций» в автоматическом режиме через портал государственных услуг. Оказание данной услуги осуществляется на основе Единой информационно-статистической системы (ЕМИСС), ресурсы которой формируют субъекты официального статистического учета в соответствии с федеральным планом статистических работ. Система позволяет любому желающему сформировать данные по интересующему показателю в динамике по субъектам РФ, по видам экономической деятельности, другим критериям.

Кроме того, органы государственной статистики оказывают государственную услугу по предоставлению заинтересованным пользователям годовой бухгалтерской отчетности юридических лиц. Разработан электронный сервис по оказанию этой услуги, в настоящее время тестовый вариант размещен на главной странице портала Росстата.

Петростат в свою очередь обеспечивает открытый и бесплатный доступ к официальной статистической информации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, которую размещает на своем официальном Интернет-сайте.

При отсутствии на сайте необходимых пользователю данных информация, разработка которой предусмотрена Федеральным планом статистических работ, может быть предоставлена по запросу, в том числе и в электронном виде. Также по запросу предоставляется и годовая бухгалтерская отчетность.

Кроме того, юридическим лицам предоставлена возможность получения  информационного письма об учете в Статистическом регистре Росстата по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, с использованием электронного сервиса. От внедрения этого сервиса выиграли как организации (со своего рабочего места могут получить информационное письмо с кодами статистики), так и Петростат (ликвидация очередей, высвобождение специалистов, экономия материальных ресурсов).

В ближайшее время и индивидуальным предпринимателям будет предоставлена возможность использования этого сервиса.

Ведущий: Каковы основные планы на продвижение использования современных технологий в статистической деятельности в ближайшие годы? Каких результатов стоит ждать в случае выполнения поставленных задач?

Никифоров О.Н.: Петростат, как территориальный орган Федеральной службы государственной статистики, реализует основные направления утвержденной Росстатом Концепции развития информационно-вычислительной системы Росстата на 2011-2017 годы. В частности долгосрочными мероприятиями являются:

Интеграция настольно-издательской системы с хранилищем данных регионального уровня (ХДРУ) для автоматической загрузки статистической информации в макеты официальных статистических изданий.

Внедрение способов сбора статистической информации (через Интернет, через Сall-центры), что позволит сократить время проведения обследования, так как ввод данных осуществляется непосредственно при опросе.

Централизация обработки первичных статистических данных, полученных с регионального уровня, в федеральном центре обработки данных.

Ведущий:  Возможно ли на данный момент определить в какой степени приносит пользу применение современных технологий? Каковы наиболее значимые результаты уже в настоящее время?

 Никифоров О.Н.: Все новые технологии, внедряемые в государственной статистике, ориентированы на улучшение условий при представлении отчетности респондентами и для пользователей при получении необходимой статистической информации.

Преимущества электронного сбора отчетности прежде всего в экономии рабочего времени, так как передача отчета осуществляется с рабочего места респондента. При этом отчет проконтролирован и получен ответ о его приеме в органах статистики. Повышается качество представляемой информации.

С 2013 года для обеспечения единообразия все Интернет-сайты Росстата, включая и Петростат, имеют единую структуру и оформление. Вся размещаемая на сайте информация доступна всем в равной мере с момента ее публикации.

Получила развитие технология формирования информационных ресурсов Петростата. Хранилище данных регионального уровня предназначено для накопления и хранения официальной статистической информации по региону. Для доступа к данным используется Унифицированная система пользовательского доступа к информационным ресурсам хранилища данных. ХДРУ -  вся многообразная статистическая информация загружается в хранилище данных регионального уровня, что упрощает доступ к данным за разные периоды отчетности.

Примером использования ХДРУ является Централизованное хранилище данных официальной статистической информации по Ленинградской области (ЦХСД ЛО). Система предназначена для автоматизации процессов импорта, хранения и представления официальной статистической информации органам государственной власти и управления. Петростат формирует на основе ХДРУ целевой фрагмент для Правительства Ленинградской области. Система предоставляет методы и инструменты для построения информационных отчетов о текущей ситуации на основе официальной агрегированной статистической информации. При этом отпадает необходимость просматривать множество файлов. Быстро формируется ответ на введенный запрос.

При подготовке к ВПН-2010 по Санкт-Петербургу использовались геоинформационные технологии: для каждого переписчика была сформирована карта участка с его характеристиками, включая число проживающих в помещениях.

В настоящее время специалистам отделов государственной статистики, работающих на территории районов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, обеспечен удаленный доступ к оперативным базам данных, расположенным в Петростате, для ввода и контроля отчетов. Ранее в каждом районе обновлялось и устанавливалось программное обеспечение самостоятельно. Сейчас это закреплено за отделом информационных технологий Петростата.

Безусловно, положительным моментом является использование IP-Телефонии, которая внедряется сейчас и на районном уровне.

В ближайшее время Петростату предстоит проведение статистических обследований с использованием планшетов, при этом предполагается осуществлять передачу данных с планшетов непосредственно в базу данных федерального уровня – на ГМЦ Росстата.

Ведущий: Насколько зарекомендовала себя процедура сбора отчетности в электронном виде с использованием документооборота «Отправка готового файла»? С какими проблемами приходится сталкиваться в процессе использования программного обеспечения Off-line клиента «Формы статотчетности»?

 Никифоров О.Н.: Такую технологию мы не рекомендуем, но некоторые организации ее применяют по причине бесплатного сервиса. Но при этом не обеспечивается защита информации при передаче по сетям общего доступа, отсутствует и подтверждение о передаче и получении отчета.

Программа «Формы статотчетности» активно используется респондентами многих специализированных операторов связи. Она устанавливается на любой компьютер, даже не подключенный к системе передачи данных. Подготовленный с ее помощью файл переносится на ПЭВМ, откуда осуществляется пересылка отчетов с помощью программного обеспечения спецоператора (ЭЦП, шифрование). Программа надежная, но старенькая и под 64 разрядной системой Windows7 не работает. Сейчас тестируется новая программа. Однако для работы необходима не только программа (ее устанавливают один раз и обновлять ее не требуется), но и шаблоны электронных версий форм (ЭВФ), которые обновляются часто. Шаблонами определен внешний вид формы статотчетности, контроли, все используемые справочники. При этом нужно не забывать, что статистика не стоит на месте и при возникновении интереса к тому или иному явлению вводятся дополнительные показатели в формах статистического наблюдения, поэтому организация должна следить за актуальностью используемых шаблонов.

Ведущий: В настоящее время ведется прием статистической отчетности с помощью специализированных операторов связи. Расскажите, пожалуйста, подробнее о порядке и специфике такого предоставления отчетов.

 Никифоров О.Н.: На территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области в настоящее время работают 14 известных нам специализированных операторов связи. Эти организации предоставляют услуги по подготовке и передаче информации в зашифрованном виде и с ЭЦП в налоговые органы, пенсионный фонд, органы государственной статистики и другим. Организации, желающие предоставлять отчетность в электронном виде по каналам связи, заключают договор непосредственно с оператором связи. Выбор оператора остается за организацией.

Большинство спецоператоров применяют программу «Формы статотчетности», разработанную в системе Росстата и предоставляемую респондентам на безвозмездной основе. Некоторые работают по web-технологии, а ряд операторов  используют комбинированный способ: можно ввести данные, как на сайте спецоператора, так и с помощью программы «Формы статотчетности».

Благодаря утвержденному унифицированному формату электронных версий форм (он размещен на сайте Петростата) появилась возможность конвертации информации из программных комплексов, используемых организациями, в файл отчета в статистику.

Петростатом заключены соглашения о совместных действиях по организации и функционированию системы электронного сбора с 14-ю специализированными операторами связи, перечень которых с контактными данными приведен в рубрике  «Спецоператоры связи».

Многие организации имеют опыт сдачи отчетности в налоговые органы через своих операторов связи и могут подключить дополнительно услугу – сдача статистической отчетности. Такое подключение менее затратно (не требуется приобретение лицензии на программное обеспечение криптозащиты, сертификата и изготовления закрытых ключей).

Ведущий: Насколько развито в Петростате использование электронной цифровой подписи при приеме отчетности? Как Вы оцениваете уровень безопасности данных при работе с ЭЦП?

 Никифоров О.Н.: В целях обеспечения юридической значимости электронных документов, получаемых в процессе электронного сбора статистической и бухгалтерской отчетности, используется ЭЦП. ЭЦП обеспечивает подтверждение авторства электронного документа, защиту от изменений, невозможность отказа от авторства документа.  С вступлением в силу закона от 06.04.2011  № 63-ФЗ «Об электронной подписи» осуществлен переход на квалифицированную электронную подпись.

Для криптографической защиты документов применяются только сертифицированные ФСБ России средства криптографической защиты информации. Для обеспечения защиты передаваемой информации от несанкционированного доступа осуществляется шифрование всех электронных документов (самих отчетов, уведомлений о получении, квитанций и т.п.), передаваемых по незащищенным каналам связи.

При организации сбора через специализированных операторов связи последние проходят аккредитацию в Удостоверяющем центре ГМЦ Росстата, предъявляя все необходимые лицензии на право работы с программами криптозащиты, шифрования и др. (лицензии ФСБ России и Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций). Естественно ими используются технологии, обеспечивающие защиту передаваемой информации.

Передачу отчета по электронной почте в открытом виде Петростат респондентам не рекомендует.

Ведущий: На официальном сайте Петростата уже существует подраздел «Система Web-сбора», однако ввод в промышленную эксплуатацию запланирован на III квартал 2013 года. Каковы успехи в подготовке системы, в чем заключаются перспективы ее запуска, и удается ли «уложиться» в поставленные сроки?

Никифоров О.Н.: Петростат, как и другие территориальные органы Росстата, обязан ввести в промышленную эксплуатацию систему Web-сбора, которая позволит организациям использовать различные варианты отправки отчетов: в режиме on-line (у кого нет проблем с Интернетом), с помощью программы Off-line (формируется отчет на ПЭВМ, для передачи подключается Интернет). Существует возможность передачи файла, подготовленного с помощью Off-line модуля, на почтовый ящик Петростата в защищенном режиме.

Но есть определенные сложности внедрения, связанные с тем, что  Петростат единственный территориальный орган Росстата, ведущий деятельность на территории двух субъектов Российской Федерации. Разработчики системы не учли этого обстоятельства и теперь мы имеем один сайт, одно программное обеспечение, но две территории (Санкт-Петербург и Ленинградская область). Придется экспериментировать. При этом мы обязаны обеспечить не только защиту принимаемой информации, но и защиту нашей сети, а это непросто. Однако задача поставлена и Петростат постарается решить ее в установленные сроки.

Ведущий: Каково количественное соотношение предприятиям и организациям, участвующих в электронном документообороте с использованием программы «Формы статотчетности», и не использующих его? Планируется ли увеличивать число первых?

Никифоров О.Н.: В настоящее время статистическую отчетность в электронном виде представляет в Санкт-Петербурге 48% организаций (без учета малых предприятий), в Ленинградской области – 38%.

Перед нами поставлена задача в ближайшем будущем приблизиться к 100% получению отчетности в электронном виде и Петростат ведет активную работу среди организаций, разъясняя преимущества такой формы представления сведений. Однако многие предприятия, соглашаясь с нашими доводами, не спешат подключиться к электронному сбору, ссылаясь на отсутствие средств и препятствия, связанные с организационной структурой предприятия.

Ведущий: Какими способами организация может получить информацию о порядке предоставления отчетности в электронной форме, о порядке применения «Форм статотчетности»? Существуют ли консультационные центры, способные разъяснить такого рода интересующие вопросы?

Никифоров О.Н.: Все желающие перейти на предоставление статистической отчетности в электронном виде могут ознакомиться с информацией, размещенной на сайте  Петростата в рубрике «Электронная отчетность», которая содержит инструкцию для электронной передачи документов в Петростат, шаблоны электронных версий форм (сейчас их 218), а так же список специализированных операторов связи с их адресами и телефонами.

Кроме того всю необходимую информацию можно получить в отделах государственной статистики Санкт-Петербурга и Ленинградской области, специалисты которых осуществляют сбор статистической отчетности и работают непосредственно с организациями.

По вопросам технического характера разъяснения можно получить по телефону «горячей линии» отдела информационных технологий.

Ведущий: Насколько Петростат, как статистический орган, независим в принятии методологических решений на практике? В чём выражается эта независимость и как она отражается на результатах статистических наблюдений?

Никифоров О.Н.: Петростат, как территориальный орган Росстата, при проведении статистических наблюдений и формировании официальной статистической информации строго руководствуется методологией, разработанной и утвержденной Росстатом. Эта методология одинакова на всей территории страны.

Территориальные органы, в том числе и Петростат, могут направлять в Росстат для рассмотрения свои предложения по совершенствованию методологии, изменению форм статистического наблюдения, периодичности и сроков выполнения работ, но самостоятельно не принимают таких решений. При организации работ, особенно крупномасштабных (перепись населения, сельскохозяйственная перепись, сплошное наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства и другие), Петростат, как и другие территориальные органы, могут быть самостоятельны в выборе оптимальной реализации, учитывая особенности региона, взаимоотношений с органами власти субъекта РФ и органами местного самоуправления, другие факторы. Но это, подчеркиваю, имеет отношение только к вопросам организации и проведения наблюдений на полевом уровне по единой для системы Росстата методологии.

Ведущий: Какие формы федерального статистического наблюдения применяются сегодня на практике и насколько точно они отражают процессы, происходящие в экономике Санкт-Петербурга и Ленинградской области?

Никифоров О.Н.: Государственный статистический учет в нашей стране охватывает все виды экономической деятельности.

В Санкт-Петербурге хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) представляют около 200 форм федерального статистического наблюдения, в Ленинградской области за счет сельского хозяйства форм больше - 224.

Организации всех форм собственности с различной периодичностью (еженедельная отчетность, ежемесячная, квартальная, полугодовая, годовая, один раз в два года, один раз в три года, один раз в пять лет и один раз в десять лет) представляют территориальным органам Росстата сведения, которые характеризуют различные аспекты их деятельности (производственная, инвестиционная, финансовая, трудовая, инновационная и т.д.). Для получения более полной и детализированной характеристики отдельных направлений в экономике проводятся сплошные и выборочные статистические наблюдения. Например, наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (1 раз в 5 лет), обследование состава затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) (таблицы «затраты-выпуск») - 1 раз в 5 лет, выборочное обследование населения по вопросам использования информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей, наблюдения по социально-демографическим проблемам и т.д..

Дополнительным источником сведений являются так называемые административные источники данных, формируемые субъектами официального статистического учета, которые наряду с информацией, получаемой территориальными органами Федеральной службы государственной статистики, используются при подготовке официальной статистической информации.

Таким образом, статистический учет в Российской Федерации, равно как и в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в достаточной мере характеризует происходящие в наших регионах экономические и социальные процессы.

Читать ГАРАНТ.РУ в и