Новости и аналитика Интервью Декларационная кампания – 2014

Декларационная кампания – 2014

Руководитель УФНС России по г. Москве Третьякова М.В.8 апреля при участии ИА "ГАРАНТ" состоялось интернет-интервью руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве Марины Викторовны Третьяковой на тему: "Декларационная кампания 2014 года".

В интервью М.В.Третьякова рассказала о ходе Декларационной кампании 2014 года и результатах Всероссийской акции "День открытых дверей", прошедшей 14-15 марта в инспекциях города, а также ответила на многочисленные вопросы москвичей о правилах представления деклараций о доходах, порядке получения имущественных налоговых вычетов и особенностях применения патентной системы налогообложения.

Руководитель столичного Управления обратила внимание на возможности электронных сервисов ФНС России, подчеркнув преимущества популярной услуги "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц".

М.В.Третьякова сообщила об особом режиме приема деклараций от граждан в апреле: по рабочим дням с 9-00 до 20-00 часов, каждую субботу – с 9-00 до 15-00 час, и пригласила москвичей посетить налоговые инспекции 11-12 апреля в Дни открытых дверей.

Ведущая интернет-интервью: Карпунина Наталия – руководитель группы Департамента правового обеспечения ИА "Гарант". 

Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория и пользователи справочно-правовой системы "Гарант"! У нас в гостях сегодня Руководитель Управления Федеральной налоговой службы по г.Москве Марина Викторовна Третьякова.

М.В. Третьякова: Здравствуйте!

Ведущая: Марина Викторовна, прежде всего мне хотелось бы поинтересоваться, как проходит в нынешнем году декларационная кампания и стали ли москвичи активнее принимать в ней участие?

М.В. Третьякова: Идет уже четвертый месяц кампании 2014 года, и можно сказать, что проведенные в ее рамках мероприятия и информационно-разъяснительная работа дают положительный результат. С начала года москвичами представлено свыше 62 тыс. деклараций. Это почти на 14 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Сумма налога к доплате также возросла на 19 процентов и составляет свыше 1 млрд. рублей. Эти показатели, безусловно, еще увеличатся, ведь у физических лиц и индивидуальных предпринимателей, для которых обязанность представить декларацию закреплена законодательно, есть время до конца апреля. А для тех, кто претендует на получение имущественных и социальных налоговых вычетов, представление декларации возможно в течение всего года.

Ведущая: Прошедшая в столичных инспекциях 14-15 марта акция "День открытых дверей" тоже является частью информационно-разъяснительной работы?

М.В. Третьякова: Разумеется. Дни открытых дверей стали уже традиционными и полюбились многим москвичам. В рамках акции можно не только познакомиться с электронными сервисами Федеральной налоговой службы, проконсультироваться у наших специалистов по вопросам декларирования доходов или уплаты имущественных налогов, но также получить помощь в заполнении декларации как на бумаге, так и на компьютере. В то же время сотрудниками инспекций осуществляется и прием налоговых деклараций. Только за два дня проведения акции в марте было принято около 4 тыс. налоговых деклараций, а всего в ней приняли участие свыше 30 тыс. москвичей. Кстати, в этом году в рамках декларационной кампании акция проводится дважды. Второй раз День открытых дверей состоится в инспекциях 11-12 апреля. Приглашаем налогоплательщиков посетить инспекции в эти дни.

Ведущая: Спасибо. Думаю, многие наши читатели обязательно воспользуются Вашим приглашением. А я пока задам один из ключевых вопросов, интересующих налогоплательщиков во время декларационной кампании – как именно можно заполнить декларацию?

М.В. Третьякова: Есть несколько способов заполнения физическими лицами декларации о доходах. В первом случае налогоплательщику следует обратиться в любую инспекцию города и получить там для заполнения бланк по форме 3-НДФЛ. Проконсультироваться у сотрудников инспекции по вопросам заполнения он сможет там же, причем не только во время проведения Дней открытых дверей, но и в любое другое время. Для удобства москвичей в апреле налоговые инспекции столицы работают по особому режиму. Прием налоговой отчетности с 31 марта по 30 апреля осуществляется в рабочие дни с 09.00 до 20.00 часов, по субботам с 10.00 до 15.00 часов.

На помощь налогоплательщику могут также прийти и современные компьютерные технологии. Электронные сервисы и программы, разработанные Федеральной налоговой службой России, позволят быстро заполнить налоговую декларацию. К числу таких сервисов относится, например, "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц". Также на сайте ФНС России можно скачать бесплатную программу "Декларация", которая сформирует налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ и даже автоматически проверит корректность введенных в процессе заполнения данных. Как вы понимаете, это не только позволяет сэкономить время на посещении инспекции, но и уменьшает вероятность появления ошибки. Следует отметить, что электронные услуги удобны не только при заполнении налоговой декларации, но и при непосредственной уплате налога. Так, сервис "Заплати налоги" поможет сформировать платежные документы, произвести оплату по безналичному расчёту в режиме онлайн или распечатать сформированные документы, чтобы произвести оплату наличными в любой кредитной организации.

Ведущая: Раз уж мы заговорили об электронных услугах: у налогоплательщиков сейчас много вопросов о сервисе "Узнай свою задолженность". Если он не функционирует, то где и как сейчас можно проверить себя на отсутствие долга перед государством?

М.В. Третьякова: Убедиться в отсутствии задолженности можно с помощью "Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц". В настоящее время "Личный кабинет" включает в себя весь функционал сервиса "Узнай свою задолженность". С его помощью можно получить актуальную информацию об объектах имущества и транспортных средствах, суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, наличии переплат и задолженности по налогам перед бюджетом. Кроме того, с помощью "Личного кабинета" удобно получать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции, осуществлять уплату по исчисленным налогам, заполнять в режиме онлайн декларацию о доходах и отслеживать статус ее проверки. И все это – далеко не полный перечень!

Ведущая: Какой многофункциональный сервис! Напомните, пожалуйста, нашим читателям, как они могут получить доступ к "Личному кабинету"?

М.В. Третьякова: Доступ осуществляется одним из двух способов: с помощью логина и пароля либо с помощью ключа квалифицированной электронной подписи. Регистрационную карту, содержащую логин и пароль, налогоплательщик может получить лично в любой инспекции ФНС России, независимо от места постановки на учет. Налогоплательщики часто спрашивают, почему нельзя обойтись без личного визита в налоговые органы и получить необходимые данные, скажем, посредством электронной почты. Хотелось бы пояснить и этот момент. Дело в том, что сведения об имуществе и транспорте налогоплательщика, представленные в "Личном кабинете", в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса составляют налоговую тайну. Сотрудникам налоговой службы необходимо предварительно установить личность человека, чтобы предоставить ему доступ к такой информации. По этой же причине при обращении в инспекцию ФНС России при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность. Если вы обращаетесь в инспекцию по месту жительства, будет достаточно паспорта, а вот в других инспекциях потребуется также свидетельство или уведомление о постановке на учет.

Что касается сертификата ключа квалифицированной электронной подписи, то его можно получить в любом Удостоверяющем центре, аккредитованном в Минкомсвязи России (прим. – перечень удостоверяющих центров доступен по адресу www.minsvyaz.ru в разделе "Аккредитация удостоверяющих центров").

Ведущая: Раз уж мы перешли к вопросам налогоплательщиков, предлагаю остановиться на них подробнее. Житель района "Сокольники" адресует вам такой вопрос. В 2012 году он приобрел комнату в коммунальной квартире стоимостью 1 млн рублей и получил по ней имущественный налоговый вычет. В 2014 году налогоплательщик купил еще одну квартиру. Можно ли получить по этому объекту вычет в размере разницы до 2 млн рублей?

М.В. Третьякова: К сожалению, нет. С января этого года в силу вступили изменения, внесенные в статью 220 части второй Налогового кодекса. Они предусматривают возможность получения вычета при строительстве либо приобретении одного или нескольких объектов имущества, но только для тех налогоплательщиков, которые ранее данный вид вычета не получали и чье право собственности было зарегистрировано после 1 января 2014 года.

Ведущая: Еще один вопрос прислал нам Петр Петрович. Ему интересно, за какие годы он может получить имущественный налоговый вычет в связи с приобретением в 2014 году квартиры, если с 2013 года наш читатель является пенсионером, но продолжает работать и, соответственно, имеет доходы, облагаемые налогом по ставке 13 процентов?

М.В. Третьякова: С 1 января 2014 года у налогоплательщиков, получающих пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имущественный налоговый вычет в связи с приобретением жилья может быть перенесен на один из трех налоговых периодов, непосредственно предшествующих году приобретения жилья, при условии получения в эти периоды дохода, облагаемого по ставке 13%. В данном случае налогоплательщик может воспользоваться имущественными налоговыми вычетами путем представления в налоговый орган по окончании 2014 года налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц. Образовавшийся остаток вычета при этом может быть перенесен на налоговые периоды 2011-2013 годов.

Ведущая: Помимо имущественных, москвичей также интересуют и социальные вычеты. Скажите, пожалуйста, может ли социальный налоговый вычет быть предоставлен одному из супругов в случае, когда документы на обучение ребенка оформлены на другого супруга?

М.В. Третьякова: В данной ситуации необходимо учитывать некоторые положения, предусмотренные Семейным кодексом Российской Федерации. Если оплата расходов за обучение ребенка была произведена за счет общих средств супругов, то они оба могут считаться участвующими в расходах и, следовательно, претендовать на получение социального налогового вычета, не смотря на то, что в платежных документах в качестве плательщика указан только один.

Ведущая: Вопрос от жительницы Свиблово – Елены Вячеславовны Строгиной. Её интересует, можно ли расходы по дорогостоящему зубному протезированию отнести к медицинским услугам по дорогостоящим видам лечения?

М.В. Третьякова: Получение социальных налоговых вычетов в связи с расходами на свое лечение и лечение членов своей семьи возможно только по тем видам медицинской помощи, которые включены в Перечь медицинских услуг и видов лечения, учитываемых при предоставлении социального налогового вычета. Данный перечень содержит также дорогостоящие виды лечения, расходы на которые принимаются к вычету в полном объеме. Зубное протезирование к ним не относится, а вот операции по имплантации зубных протезов, согласно разъяснениям Минздравсоцразвития России, – вполне.

Ведущая: Как всегда много вопросов, касающихся доходов, получаемых от сдачи внаем недвижимого имущества. С таких доходов налогоплательщики должны платить налог. Каким образом они должны исполнить свою обязанность?

М.В. Третьякова: Граждане, получающие доходы от сдачи жилья внаем, обязаны уплатить налог на доходы физических лиц. Сделать это несложно. Достаточно один раз в год, не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения дохода, представить в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию. Исчисленная по ставке 13% сумма налога уплачивается в срок не позднее 15 июля того же года. Также налоговым законодательством предусмотрено использование упрощенной либо патентной систем налогообложения.

Ведущая: А в чем преимущества этих альтернативных вариантов налогообложения?

М.В. Третьякова: При применении упрощенной системы налогообложения в зависимости от выбранного объекта налогообложения уплачивается единый налог в размере 6 % от полученного дохода или 15% от дохода за вычетом расходов. При применении патентной системы налогообложения уплачивается только стоимость патента, который может быть выдан по выбору налогоплательщика на период от одного до 12 месяцев. Кроме того, к числу преимуществ последней относится отсутствие необходимости представлять налоговую декларацию. Ну а чтобы перейти на какой-то из этих вариантов налогообложения налогоплательщику, прежде всего, следует зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Ведущая: В связи с этим, какие изменения по сдаче в аренду помещений произошли в 2014 году для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения на территории города Москвы?

М.В. Третьякова: Были внесены изменения в Закон города Москвы № 53 "О патентной системе налогообложения", в соответствии с которыми патенты по виду деятельности "сдача в аренду (внаем)" выдаются теперь отдельно на жилые и нежилые помещения. Стоимость патента для нежилого помещения при этом определяется исходя из размера потенциально возможного к получению годового дохода в зависимости от площади каждого из обособленных объектов, и, соответственно, может составлять от 60 тыс. до 600 тыс. рублей. Стоимость патента при сдаче жилых помещений в аренду не изменилась и составляет 60 тыс. рублей.

Ведущая: Еще один вопрос, волнующий индивидуальных предпринимателей – сохранилась ли в настоящем году на территории Москвы возможность применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности?

М.В. Третьякова: Система налогообложения в виде ЕНВД на территории Москвы использовалась только в отношении предпринимательской деятельности по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций, однако этот закон утратил свою силу еще в 2012 году. В 2013 году эта система применялась только на присоединенных территориях ряда поселений города Москвы, однако срок применения и этого закона уже истек.

Ведущая: Интересный вопрос нам прислала Юлия Александровна. В 2006 году ее муж приобрел земельный участок и оформил его в собственность. В 2013 году данный участок был разделен на три, после чего один из участков был продан. Как в рассматриваемом случае будет определяться срок нахождения в собственности проданного участка, и подлежит ли налогообложению сумма, полученная от его продажи?

М.В. Третьякова: При разделе земельного участка возникают новые объекты права, срок нахождения которых в собственности определяется для исчисления и уплаты налога на доходы с даты регистрации вновь образованных земельных участков в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В рассматриваемом случае доход от продажи вновь образованного участка земельного участка подлежит налогообложению НДФЛ. При этом налогоплательщик вправе уменьшить полученный доход либо на сумму, не превышающую 1 млн рублей, либо на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением реализованного земельного участка, определенную в пропорции стоимости участка до раздела.

Ведущая: Марина Викторовна, спасибо Вам за такие подробные и информативные ответы. Вопросы, которые нам не удалось рассмотреть за время интервью, мы передадим Вашим специалистам, ну а с Вами, я надеюсь, мы еще не раз поможем москвичам разрешить волнующие их вопросы в сфере налогообложения!

М.В.Третьякова: Спасибо вам за организацию интервью, а москвичам – за проявленную активность. Думаю, налогоплательщики, на вопросы которых мы ответить не успели, смогут получить консультацию у специалистов в Дни открытых дверей, которые состоятся 11-12 апреля, или позвонив в наш Контакт-центр по телефону 8(495)276-22-22.

Читать ГАРАНТ.РУ в и