Новости и аналитика Интервью Актуальные вопросы деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации: проблемы и перспективы

Актуальные вопросы деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации: проблемы и перспективы

10 августа 2011 года в 12-00 часов в ИА "ГАРАНТ" состоялась интернет-конференция Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Гусева Александра Владимировича.

Тема интернет-конференции: "Актуальные вопросы деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации: проблемы и перспективы".

Ведущий: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!

Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Разрешите представить нашего гостя- Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Гусева Александра Владимировича.

Уважаемый Александр Владимирович, позвольте поблагодарить вас за то, что вы по традиции нашли время прийти сегодня в ИА "ГАРАНТ" и ответить на вопросы нашей интернет-аудитории.

Тема интернет-конференции: "Актуальные вопросы деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации: проблемы и перспективы".

Позвольте напомнить, что наша конференция транслируется в онлайн-режиме на сайте www.garant.ru.

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации - это федеральный государственный орган, действующий при судебной системе, и осуществляющий финансовое, кадровое, организационно-правовое, материально-техническое и иное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции.

18 июля 2011 года был принят Федеральный закон N 240-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который внес в Федеральный закон от 8 января 1998 года N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" ряд существенных изменений.

В соответствии с внесенными изменениями, Судебный департамент при Верховном Суде России осуществляет формирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей. Для этого создаются совокупности баз и банков данных, разрабатываются единые технологии их ведения и использования, создаются информационно-телекоммуникационные системы и сети, функционирующие на основе единых принципов и общих правил.

Кроме того, в объединенные базы и банки данных включаются информационные ресурсы мировых судей. Устанавливаются единые технические требования к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей.

Судебный департамент осуществляет редакционно-издательскую деятельность по вопросам, отнесенным к его компетенции. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами для федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей устанавливает Судебный департамент.

В ходе интернет-конференции планируется обсудить актуальные проблемы и перспективы деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, основные направления информационной политики судов общей юрисдикции на ближайшую перспективу, программы ее реализации, преимущества и недостатки действующего законодательства в данной сфере, дальнейшие пути его развития и совершенствования, а также обсудить другие актуальные проблемы и законодательные решения, обеспечивающие благоприятный климат для беспристрастного и эффективного правосудия в России. На вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-конференции ответит генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Гусев Александр Владимирович.

Ведущий: Александр Владимирович, как Вы оцениваете результаты реализации Федеральной целевой программы по развитию судебной системы России на 2007 - 2011 годы?

Гусев А. В.:  Достигнуто положительное решение вопросов по информатизации судов общей юрисдикции, включая и вопросы информатизации мировой юстиции в плане обеспечения открытости и доступа граждан и общества к информационным ресурсам судов общей юрисдикции. В частности:

  •  с 1 июля 2010 г. началась реализация требований Федерального закона N 262-ФЗ от 22.12.2008 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации";
  •  поручение Президента Российской Федерации от 15.12.2010 N Пр-3645 по дальнейшему развитию информационных технологий в целях повышения открытости и доступности правосудия в Российской Федерации Судебный департамент рассматривает как некоторый "кредит доверия" достигнутым результатам ранее начатых мероприятий по созданию и вводу в действие ГАС "Правосудие".

Сегодня с полной ответственностью можно сказать, что судопроизводство в России широко начало использовать современные достижения информационных технологий во всех органах судебной власти в субъектах Российской Федерации, включая и мировую юстицию.

Ведущий: Александр Владимирович! Скажите, пожалуйста, чем вызвана разработка ФЦП "Развитие судебной системы России на 2012-2016 годы"? Это связано с недостаточным финансированием при реализации ФЦП на 2007-2011 годы или с вновь появляющимися задачами и потребностями судейского корпуса?

Гусев А. В.: Прежде всего, это связано с тем, что руководство страны уделяет внимание вопросам дальнейшего развития судебной системы, как основного атрибута развития демократического общества, а по вопросам информатизации судебной власти учитывает постоянную динамику развития информационных технологий в деятельности органов власти и управления в мире.

В области информационных технологий процессы ввода новых технологических подходов на 70-80 % происходят каждые 5 лет, а для судебной власти качественная сторона обновлений вносит практически новые решения в судопроизводстве, в том числе и в процедурные вопросы. Как-то: открытость и доступность; формирование информационных ресурсов, включая ход судебных заседаний; организация оперативного доступа к информационным ресурсам в рамках формирования единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей; реализация новых требований судебного законодательства; экономия средств и времени для проведения процедур кассации и надзора, привлечения удаленных участников судебных заседаний, в том числе и скрытых свидетелей, оперативная организация мониторингов и аналитической работы на больших массивах консолидированной информации от всех участников информационного пространства.

Именно эти задачи поставлены в поручении Президента Российской Федерации и в рамках комплексов проводимых мероприятий Судебным департаментом в последнее время. Естественно, Судебному департаменту будут необходимы средства для реализации поручений Президента Российской Федерации, в связи с чем для его реализации привлекается Правительство Российской Федерации. Учитывая, что судебная власть функционирует за счет средств федерального бюджета, форма планирования в рамках федеральной целевой программы обеспечивает большую гарантию по эффективному выделению средств и их дальнейшему освоению.

Ведущий: В одном из своих интервью, Вы рассказывали о реализации программы по фиксированию судебных заседаний (аудиозаписи и видеоконференциях). Можете ли Вы подвести уже сейчас какой-либо промежуточный итог, насколько реализация этой программы затратная для судебной системы и оправдана? Существует ли на данный момент статистика "зафиксированных" судебных заседаний? Как организован процесс хранения информации?

Гусев А. В.: Для судов общей юрисдикции разделить вопросы аудиозаписи для фиксации хода судебного заседания и технологических решений с использованием видеоконференций. Оба технологических решения апробировались непосредственно в процедуры связанные с проведением заседаний и имеют уже многолетнюю практику применения. Уже накоплен определенный опыт и с созданием в судах локальных вычислительных сетей приобрели типовые решения для тиражирования.

Технологии аудиозаписи для фиксации хода судебного заседания использовались изначально для сложных больших процессов и на конец 2010 года около 900 залов судов оборудовано данным оборудованием. Предполагается, что в 2011 - 2012 годах будет поставлено до 1500 комплектов для обеспечения всех судов данным видом оборудования, что с конца 2010 года является уже требованием законодательства. Безусловно, процедура весьма затратная и связана не только с процессом регистрации, но и с организацией хранения носителей, которые приобщаются к делу и должны быть доступны с точки зрения возможности извлечения информации по истечению многих лет для определенных типов дел. Положительным фактором, зафиксированным на опыте существующего применения, следует считать соблюдение дисциплины сроков подготовки протоколов заседаний. Однако для большого количества административных и гражданских дел в настоящее время рассматриваются более дешевые решения на базе диктофонов и перевода записей в цифровом виде в системы хранения. Реализация подобных решений будет связана с организацией архивов дел в электронном виде. Возможно, потребуется законодательное регламентирование процедур регистрации и хранения.

Технологии применения видеоконференцсвязи изначально использовались в областных и равных им судах для проведения кассационных процессов. Учитывая, что данная технология дает существенную экономию, связанную с перевозом подследственного или заключенного на место проведения судебного заседания, по состоянию на конец 2010 года около 250 залов областных судов и 250 помещений следственных изоляторов оборудовано данными средствами. Вместе с этим, в настоящее время рассматриваются вопросы оснащения залов и районных судов для осуществления процессов слушания дел с удаленными участниками заседаний. Здесь также рассматриваются вопросы организации хранения аудио и видеоинформации, полученной в ходе проведения заседания. Однако эффективность применения данных технологий более очевидна и связана с затратами на перевоз или переезд участников заседаний. На 2011 год Судебный департамент предполагает поставку оборудования видеоконференцсвязи (более 70 комплектов разной модификации) в областные и равные суды, а также в районные суды Саратовской области (в качестве пилотного проекта). Одновременно Верховный Суд Российской Федерации проводит мероприятия по закупке оборудования и созданию каналов связи для дистанционного судопроизводства.

Ведущий: Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 240-ФЗ внес существенные изменения в Федеральный Закон от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". Прежде всего, данные изменения направлены на формирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей:
1) Расскажите о роли Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в формировании единого информационного пространства?
2) Разработан ли механизм реализации поставленной задачи, определены ли исполнители?
3) Единое информационное пространство федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, что это? Не повторяет ли оно уже существующую ГАС "Правосудие"?

Гусев А. В.: Впервые понятие единого информационного пространства в документах судейского сообщества введено в Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, утвержденной Постановлением Совета судей Российской Федерации N 75 от 11 апреля 2002 года.

В рамках Федеральных целевых программ "Развитие судебной системы России" на 2002 – 2006 и на 2007 – 2011 годы в стране введен институт мировых судей, в реализации мероприятий по созданию и формированию которого принимал непосредственное участие Судебный департамент в части финансирования мировых судей, организационной и методологической поддержки, включая и вопросы информатизации.

На Интернет – портале ГАС "Правосудие" имеется ссылка на Интернет-портал участков мировых судей, в основном сформированный в унифицированном формате интернет – сайтов участков мировых судей, в интересах которых с 2009 года внедряется программный комплекс "Амирс", разработанный на принципах организации судопроизводства и представления информации ГАС "Правосудие".

А изменениями, проведенными Федеральным законом N 240 – ФЗ от 18.07.2011 в ряд законодательных актов утверждена область формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и действующих в настоящее время более 7400 участков мировых судей.

И это естественно, ведь силами мировых судей в настоящее время рассматриваются миллионы административных, гражданских и уголовных дел, сведения о которых постоянно поступают в отчеты по судебной статистике и общество должно получать информацию о них и иметь к ним доступ.

В начале 2011 года в рамках выполнения поручений Президента Российской Федерации подготовлен план основных мероприятий 2011 года, определяющий порядок подготовки материалов основного планирования на последующие годы до 2017 года, включая упомянутую выше разработку федеральной целевой программы на 2013 – 2017 годы. В нем для судов общей юрисдикции и мировых судей определены и основные исполнители: Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, а также субъекты Российской Федерации

Первоочередные мероприятия по созданию единого информационного пространства судов общей юрисдикции, включая мировых судей, предполагают следующую последовательность:

  1. Принятие Постановления Правительства Российской Федерации регламентирующего образование федерального государственного учреждения Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации "Информационно-аналитический центр обработки и хранения информации и технической поддержки ГАС "Правосудие".
  2. Внесение изменений в федеральную целевую программу "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2012 годы с включением мероприятий по организации участков сканирования в районных и гарнизонных военных судах.
  3. Разработка проекта федеральной целевой программы на 2013 – 2017 годы, предусматривающей реализацию мероприятий по созданию единого информационного пространства судов общей юрисдикции и переводу архивов в электронный вид.

Далее предполагается модернизация, доработка подсистем и технических решений ГАС "Правосудие" и Автоматизированной информационной системы Верховного Суда Российской Федерации, а также автоматизация мировых судей для обеспечения интеграции единого информационного пространства судов общей юрисдикции.

Одновременно будет разработано типовое проектное решение по созданию ведомственного судебного архива, а также технические решения и регламенты электронного взаимодействия с информационными системами органов Прокуратуры, следственных органов, Федеральной службы судебных приставов и т.п.

Внедрение доработанных решений и регламентов взаимодействия в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента, подключение мировых судей позволит обеспечить создание единого информационного пространства. Консолидация, хранение и обработка информационных ресурсов будет осуществляться на оборудовании созданных центров обработки данных, дальнейшее техническое обеспечение которых будет возложено на создаваемый информационно-аналитический центр.

Ведущий: Одним из направлений реформирования судебной системы является использование в судах общей юрисдикции современных информационных технологий. Скажите, пожалуйста, какие практические шаги в этом направлении делаются сегодня?

Гусев А. В.: Идет работа по созданию федерального государственного учреждения Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации "Информационно-аналитический центр обработки и хранения информации и технической поддержки ГАС "Правосудие" в форме федерального государственного бюджетного учреждения. Основное назначение информационно-аналитического центра:

  • обеспечение технических условий для своевременного и полного ввода информации о деятельности судов в систему и консолидация информационных ресурсов,
  • хранение и автоматизированная обработка (в том числе аналитического характера) судебной информации, включая электронные архивы судебных дел,
  • обеспечение оперативного доступа к информации о деятельности судов гражданам, организациям, органам государственной власти и органам местного самоуправления,
  • техническая поддержка создаваемой с использованием ГАС "Правосудие" инфраструктуры единого информационного пространства,
  • организация работ по совершенствованию, развитию ГАС "Правосудие".

Принят Федеральный закон "О внесении изменений в федеральные законы "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской федерации", "О мировых судьях в Российской федерации", "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" по вопросу единого информационного пространства судей общей юрисдикции и мировых судей.

Подготовлены предложения по изменению федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007-2012 годы с включением мероприятий по организации участков сканирования в районных и гарнизонных военных судах.

Идет подготовка предложений по разработке проекта федеральной целевой программы на 2013-2017 годы.

Разработка проекта федеральной целевой программы на 2013 – 2017, предусматривающей реализацию следующих мероприятий по созданию единого информационного пространства судов общей юрисдикции и переводу архивов в электронный вид предполагают:

  • создание системы центров обработки данных (в каждом федеральном округе, ориентировочно);
  • подключение участков мировых судей к ГАС "Правосудие";
  • строительство и оснащение объединенных судебных архивов – ориентировочно 78 зданий.

Проводится комплекс мероприятий организационного и проектного плана для обеспечения реализации задач, поставленных в поручении Президента Российской Федерации:

  • разработка концептуальных вопросов формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и участков мировых судей;
  • проработка вопросов финансирования образуемого информационно-аналитического центра с 2012 г.;
  • рассмотрение вопросов о выделении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходов, связанных с введением в аппараты мировых судей специалистов в сфере информационных технологий;
  • рассмотрение вопросов о наделении ФГУП "Почта России" полномочиями по приёму от граждан заявлений, копий документов в бумажном виде, перевод в электронный вид и передачу органам судебной власти по телекоммуникационным каналам для предварительного рассмотрения, а также передача гражданам отдельных видов документов в электронной форме с последующим переводом их в бумажный вид и доставка гражданам на бумажном носителе;
  • проработка вопроса предоставления документов в электронной форме, оплаты штрафов через Портал государственных услуг.

Одним из важнейших вопросов является перевод судебных архивов в электронный вид и создание электронных хранилищ судов предлагается решать в рамках создания системы ведомственных судебных архивов, включающей:

создание в судах участков сканирования с целью оцифровки (сканирования) текущих судебных актов и дел, сдаваемых в архив,

(сканирование текущих судебных актов и дел постоянного хранения, сдаваемых в архив, может быть начато в областных и равных им судах на имеющемся оборудовании уже с 2012 года. Для организации участков сканирования в районных и гарнизонных военных судах потребуется их оснащение соответствующим оборудованием);

создание объединенных (региональных, межрегиональных) архивов для хранения "бумажных" судебных дел в каждом субъекте Российской Федерации (кроме автономных округов),

(в настоящее время в большинстве зданий районных судов и участков мировых судей острой проблемой является отсутствие необходимых площадей и условий для надлежащего хранения судебных дел, переданных в архив, отсутствуют штатные специалисты. Решение этой проблемы во всех судах (более 7000 зданий федеральных судов и участков мировых судей) неэффективно и потребует больших финансовых затрат.

В комплекс помещений здания объединенного судебного архива должны входить:

  • хранилища, оборудованные необходимыми техническими средствами, обеспечивающими раздельное хранение подлинников и копий документов на бумажной и иной основе с соблюдением соответствующего режима хранения, специальные охраняемые помещения с усиленным противопожарным режимом для хранения особо ценных документов;
  • помещения для приема, акклиматизации, дезинфекции, дезинсекции и других видов работ, а также для перевода дел в электронный вид;
  • помещения для работников судебного архива;
  • помещение для временного пользования документами (читальный зал).

Создание таких архивов повлечет затраты на строительство (приобретение) дополнительных зданий и помещений, их оборудование и привлечение персонала.

Перевод в электронный вид судебных дел с длительными сроками хранения, находящихся в архивах федеральных судов общей юрисдикции планируется осуществлять в объединенных (региональных, межрегиональных) архивах для обеспечения соответствующих запросов.);

получение материалов дел и жалоб в электронном виде.

(в перспективе необходимо решить задачу получения судами материалов дел, исковых заявлений, жалоб в виде электронного документа, в том числе подписанных электронной цифровой подписью. Потребуется дополнительная проработка вопросов обеспечения информационной безопасности, формирование удостоверяющих центров).

Ведущий: 18 июля 2011 года был принят Федеральный закон N 240-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который внес в Федеральный закон от 8 января 1998 года N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" ряд изменений. Расскажите, пожалуйста, что изменится в деятельности Судебного департамента после вступления данного закона в силу? Произойдут ли какие-либо изменения в функциях департамента?

Гусев А. В.: К вопросу ожидаемых изменений в деятельности Судебного департамента (включая и аппараты судов) следует отнести:

  • структурные изменения, которые повлечет за собой задача создания "Информационно-аналитический центр обработки и хранения информации и технической поддержки ГАС "Правосудие".
  • организационно-штатные изменения, кадрового состава работников судов, аппаратов мировых судей, системы Судебного департамента, которые рассматриваются исходя из условий оптимального соотношения минимального увеличения количества государственных служащих и числа соисполнителей, привлекаемых из сторонних организаций;
  • усиление функций, связанных с формированием и консолидацией информационных ресурсов, повышение требований к специалистам в области информационных технологий.

Ведущий: Уважаемый Александр Владимирович, расскажите, пожалуйста, о создании баз и банков данных, а также о разрабатываемых единых технологиях их ведения и использования, которые планируются внедряться в судах общей юрисдикции в ближайшей перспективе?
Изменятся ли как-то требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами для федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей? Будут ли здесь какие-либо новшества?

Гусев А. В.: Практика развития и построения информационного общества показывает, что процессы обновления и модернизации формирования информационных ресурсов проходят постоянно.

Обсуждаемые вопросы развития предполагают совершенствование всех технологических решений, к которым следует отнести вопросы:

  • консолидации информационных ресурсов на базе построения центров обработки данных (ЦОД), включая вопросы регламента сбора информации от объектов автоматизации, включенных в единое информационное пространство;
  • совершенствование поисковых механизмов в консолидированном пространстве и представление информация по запросам потребителей;
  • совершенствование технологических механизмов по поддержанию единой платформы нормативно-справочной информации (справочники, классификаторы);
  • обеспечение высокого уровня защиты целостности информационных ресурсов от преднамеренных и фатальных угроз, строгое соблюдение требований информационной безопасности по организации доступа.

В настоящее время по упомянутому комплексу вопросов проводятся мероприятия проектного характера в рамках работ "Модернизация информационно-коммуникационной инфраструктуры судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента".

Информация судов очень специфична, в ней содержится огромный объем сведений, подлежащих защите в соответствии с действующим законодательством, в том числе персональных данных судей, работников судебной системы, участников судебных процессов (потерпевших, подсудимых, свидетелей). В связи с этим требуется особый режим информационной безопасности во избежание их утраты, умышленного и неумышленного искажения. Привлечение только сторонних специалистов в отношении судебной информации не всегда приемлемо.

Ведущий: Какие меры сегодня предпринимаются для обеспечения безопасности и государственной защиты судей?
Александр Владимирович! О каких новшествах в плане технического оснащения судов, залов судебных заседаний, способствующих более эффективному обеспечению безопасности судов за последнее время, Вы могли бы рассказать?

Гусев А. В.: Для осуществления мероприятий по обеспечению безопасности судебной деятельности и неприкосновенности судей, предусмотренных федеральной целевой программой "Развитие судебной системы России" на 2007 – 2012 годы, за последние четыре года из федерального бюджета было ассигновано 638,500 млн. рублей, за счет которых техническими системами защиты оснащено 750 судов. Всего же в соответствии с программой в 2007 – 2012 годах предусматривается оснастить 1653 здания судов или 56% от общего их количества.

На сегодняшний день практически все здания судов оборудованы стационарными и ручными металлообнаружителями, а также системами охранно-пожарной сигнализации.

Системами видеонаблюдения оснащено 1322 здания судов.

Системами тревожной сигнализации для экстренного вызова судебных приставов и сотрудников полиции оборудовано 24 276 залов судебных заседаний и кабинетов судей.

Особые меры предприняты для обеспечения безопасности судей и зданий федеральных судов общей юрисдикции в Северо-Кавказском федеральном округе. Круглосуточной охраной МВД России и ФГУП "Охрана" МВД России обеспечиваются практически все здания верховных судов республик и им равных, а также районных судов данного округа.

Кроме того, Федеральной службой судебных приставов обеспечена круглосуточная охрана зданий верховных судов Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики и Республики Северная Осетия – Алания, Ставропольского краевого суда, а также Северо-Кавказского окружного военного суда, рассматривающих уголовные дела террористической направленности.

Все организационные мероприятия по вопросам обеспечения безопасности судебной деятельности и персональной безопасности судей и членов их семей осуществляются во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами. В частности, в рамках межведомственной рабочей группы по вопросам взаимодействия Федеральной службы судебных приставов с Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Судебным департаментом. На заседаниях этой группы регулярно рассматриваются актуальные вопросы безопасности и охраны зданий (помещений) судов, а также поддержания установленного порядка деятельности судов.

На постоянной основе Судебный департамент взаимодействует с Управлением по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД России. В процессе рабочих встреч вырабатываются механизмы реализации мер государственной защиты представителей судебной власти в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".

Однако анализ чрезвычайных происшествий с судьями федеральных судов общей юрисдикции, в том числе посягательств на их жизнь и здоровье, совершенных вне зданий судов, ставит Судебный департамент перед необходимостью принятия более эффективных организационных мер по усилению личной безопасности судей и охране зданий судов современными техническими системами.

Судебным департаментом для обеспечения личной безопасности судей предлагается использовать возможности спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС/GPS. Судьи федеральных судов общей юрисдикции будут снабжаться персональным мобильным устройством тревожной сигнализации, оснащенным системой подачи тревожного сигнала по каналам беспроводной связи правоохранительным органам в случае возникновения угрозы безопасности судей при нахождении вне зданий судов.

Для предупреждения участившихся случаев проноса в здания судов оружия, взрывчатых и отравляющих веществ предусматривается оснастить суды современными средствами антитеррористической защиты, в том числе:

  • устройствами контроля ручной клади (интроскопами);
  • средствами обнаружения взрывчатых и отравляющих веществ;
  • системами контроля управления доступом для разграничения зон служебного и общего доступа в здание суда, что позволит также создать соответствующие условия и удобства для посетителей судов.

В целях недопущения несанкционированного проезда автотранспорта на служебную территорию судов планируется устанавливать противотаранные устройства для принудительной остановки транспортных средств. Вопрос об установке этих средств антитеррористической защиты приобретает особую актуальность в Северо-Кавказском федеральном округе.

Работа по оснащению зданий судов средствами антитеррористической защиты будет осуществляться поэтапно, в первую очередь в областных и равных им судах в регионах со сложной криминогенной обстановкой. Названные меры нашли свое отражение в проекте федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2013 – 2019 годы.

Наряду с указанными мерами требуется проведение ряда дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности судей при их нахождении вне зданий судов, включая оснащение жилищ судей и членов их семей охранно-пожарной и тревожной сигнализацией с выводом на пульт централизованного наблюдения органов внутренних дел и другие меры.

Реализацию таких мероприятий предполагается производить в рамках аналитической ведомственной целевой программы "Обеспечение безопасности судей федеральных судов общей юрисдикции и сохранности их имущества" на 2012 – 2014 годы.

Ведущий: Александр Владимирович! Большое спасибо Вам за интересные, исчерпывающие ответы!

Гусев А. В.: И вам спасибо!

Читать ГАРАНТ.РУ в и