Новости и аналитика Интервью Актуальные вопросы деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

Актуальные вопросы деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

30 марта 2009 года в 13-00 часов в Центре информационных технологий компании "Гарант" состоялась интернет-конференция с Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации - Александром Владимировичем Гусевым.

Тема конференции: "Актуальные вопросы деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации".

Интернет-конференция организована ИА ГАРАНТ. Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

В подготовке стенограммы принимает участие журнал "Законодательство".

Ведущий интернет-конференции - Царь Сергей Петрович ( Компания "Гарант").

Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Разрешите представить нашего гостя - Александра Владимировича Гусева - Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Тема интернет-конференции: "Актуальные вопросы деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации".

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации - это федеральный государственный орган, действующий при судебной системе, и осуществляющий финансовое, кадровое, организационно-правовое, материально-техническое и иное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции.

Он был образован 8 января 1998 года Федеральным законом N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации".

В настоящее время в Российской Федерации действует федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы. В ее рамках предстоит освоить свыше 25 миллиардов рублей государственных капитальных вложений, ввести в эксплуатацию свыше 100 зданий судов и приобрести более 50 зданий для размещения судов районного и областного звена, в течение трех лет капитально отремонтировать около 400 зданий по всей стране.

Судебным департаментом при Верховном суде Российской Федерации осуществляются организационные мероприятия, направленные на проведение в режиме видеоконференцсвязи судебных процессов в случае нахождения его участников в разных регионах; установление информационных киосков в зданиях судов, где граждане смогут получить информацию о суде непосредственно, а также ознакомиться с интересующими их нормативными актами. Кроме того, обсуждается вопрос внедрения обязательного психологического исследования кандидатов в судьи; построение гостиниц для присяжных, где они будут размещаться на время судебного процесса, и многое другое.

Говоря о техническом переоснащении судов, нельзя не упомянуть о том, что с 1 января 2007 года в российских судах начала действовать уникальная, не имеющая аналогов в мире, государственная автоматизированная система (ГАС) "Правосудие", призванная сделать максимально открытым судейский корпус, обеспечить организацию видеоконференцсвязи, позволяющая передать полное и точное отражение уголовных и гражданских дел, а также контроль за процессуальными сроками их рассмотрения.

Дальнейшее информационное оснащение судов должно обеспечить повышение эффективности деятельности всей судебной системы РФ, включая объекты районного уровня и мировую юстицию.

В ходе интернет-конференции планируется проанализировать влияние информационных технологий на деятельность суда, особенности действия ГАС "Правосудие" сегодня и ближайшие перспективы ее развития; рассмотреть актуальные вопросы реализации федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы; выявить проблемы, связанные с модернизацией и реформированием судебной системы в стране.

На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-конференции ответит Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Александр Владимирович Гусев.

К моменту начала конференции поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня хотим предложить нашему уважаемому гостю. 

Ведущий: Александр Владимирович, расскажите, пожалуйста, об основных задачах, стоящих перед Судебным департаментом при Верховном суде Российской Федерации и судами общей юрисдикции в настоящее время? Какие трудности возникают в процессе их реализации на практике?


Гусев А.В.:  Судебный департамент является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей. Под организационным обеспечением деятельности судов следует понимать мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации".

Перед нами стоят три основные стратегические задачи, которые Судебный департамент решает с момента его основания. Это, прежде всего, повышение доступности правосудия, укрепление самостоятельности и независимости судей, судов и повышение авторитета судебной власти. Каждая из этих стратегических задач, стоящих перед Судебным департаментом, включает огромное количество направлений, которые мы решаем в своей повседневной деятельности. Не могу не сказать о такой важной и принципиальной задаче Департамента, как повышение результативности бюджетных расходов. Без решения этой задачи невозможно добиться решения выше перечисленных трех основных стратегических задач. Решая вопрос результативности бюджетных расходов, оптимизации управления бюджетными средствами, мы добиваемся результативности и эффективности их использования при решении стратегических задач.

Теперь я подробнее остановлюсь на трех стратегических целях, поставленных перед Судебным департаментом Президентом РФ Дмитрием Анатольевичем Медведевым, Председателем Верховного суда России Вячеславом Михайловичем Лебедевым и судейским сообществом. Для повышения доступности правосудия мы осуществляем мероприятия и решаем следующие задачи: оптимальное размещение судов по всей территории; определение и комплектование штатной численности судов для обеспечения прав граждан на рассмотрение дел надлежащим судом, в том числе, в составе трех профессиональных судей и с участием присяжных заседателей; создание в судах условий для надлежащего осуществления правосудия; строительство новых зданий; проведение капитального ремонта; возмещение процессуальных издержек, связанных с оплатой расходов свидетелей, которые вызываются в суд; оплата труда адвокатов, переводчиков, назначенных судом; обеспечение доступности судов и судей для граждан РФ. В стране введен Институт мировых судей. Финансирование осуществляется Судебным департаментом. То, что касается укрепления самостоятельности и независимости, это принципиально важно для правосудия. Мы решаем следующие задачи: это, прежде всего, материальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, их социальное обеспечение. Речь идет о социальном и медицинском страховании, медицинском обеспечении и санаторно-курортном лечении, обеспечении жильем. Хочу сказать, что это принципиально важно. Я думаю, что РФ является едва ли не единственной страной в мире, в которой судьям государство представляет бесплатно жилье. Кроме того, Департаментом осуществляется материально-техническое обеспечение деятельности судов, оснащение их необходимым оборудованием, расходными материалами, информационно-правовыми системами и программами; обеспечение охраны зданий судов и судей; обеспечение деятельности органов судейского сообщества; обеспечение работой советов судей как РФ, в субъектах РФ, а также Высшей квалификационной коллегии судей и квалификационных коллегий судей в субъектах РФ. Для повышения авторитета судебной ветви власти, мы осуществляем мероприятия по решению следующих задач: обеспечение своевременного повышения квалификации судей и работников аппарата суда, международное сотрудничество, максимальная открытость судов для населения, взаимодействие со средствами массовой информации. С помощью всех этих направлений мы решаем такую принципиально важную задачу, без которой авторитет судебной системы не может быть достигнут в нашем обществе: мы информируем общество о нашей деятельности.

Анализ фактической обеспеченности судов зданиями и помещениями, отвечающими требуемым условиям для надлежащего осуществления правосудия, состояния материально-технического и информационного обеспечения судов, оснащенности судов современными техническими системами защиты, а также уровня обеспеченности жильем судей и работников аппарата судов свидетельствует о том, что даже полная реализация всех мероприятий федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы в объеме выделенных из федерального бюджета средств не позволит в полном мере решить задачи, поставленные VII Всероссийским съездом судей по дальнейшему развитию судебной реформы.

Верховным Судом Российской Федерации принято решение о подготовке проекта новой федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2012-2016 годы, и Судебный департамент приступил к разработке концепции программы с учетом необходимости дальнейшего совершенствования структуры федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.

Одной из основных задач деятельности Судебного департамента является финансовое обеспечение системы судов общей юрисдикции.

В настоящее время одним из основных направлений работы является повышение результативности бюджетных расходов, оптимизация управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.

В условиях произошедших изменений особый смысл приобретают принципы результативности и эффективности использования бюджетных средств; достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств.

Объем бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента за последние 5 лет вырос в 2,4 раза.

В 2005 году бюджет Судебного департамента составлял 40,6 млрд. рублей, в 2006 году – 54,4 млрд. рублей, в 2007 году – 72,6 млрд. рублей в 2008 году – 85,4 млрд. рублей, в 2009 году объем бюджетных ассигнований, утвержденный Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", составляет 98,9 млрд. рублей.

Приоритетными направлениями финансирования является:
-выплата заработной платы судьям, работникам аппаратов судов, ежемесячного пожизненного содержания судьям, пребывающим в отставке;
-обеспечение социальных гарантий судьям;
-реализация мероприятий федеральных целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007 – 2011 годы;
-безусловное и в полном объеме обеспечение процессуальных издержек.


1. Повышение заработной платы судьям, федеральным государственным гражданским служащим в соответствии с уровнем роста потребительских цен: 2009 год – на 8,5 %, 2010 год – на 7,0 %, 2011 год – на 6,8 %.

2. Предоставление социальных гарантий судьям в соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральным законом от 10 января 1996 г. "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации": оплата ежемесячного пожизненного содержания судьям в отставке обеспечена в полном объеме, дополнительно выделено на обеспечение санаторно-курортным лечением 666 307,1 тыс. рублей.

3. Обеспечение процессуальных издержек в безусловном порядке.

Расходные обязательства по возмещению издержек по делам, рассматриваемым судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета (суммы, выплачиваемые потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, эксперту, специалисту, переводчику, понятым; адвокату за оказание им юридической помощи в случае участия адвоката в уголовном судопроизводстве по назначению; суммы, израсходованные на хранение и пересылку вещественных доказательств; на производство судебной экспертизы в экспертных учреждениях; иные расходы, понесенные в ходе производства по делу) обусловлены процессуальным законодательством (ст. 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 94–97 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Названные суммы выплачиваются по постановлению судьи либо по определению суда, которые в силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц (в том числе для территориальных органов Судебного департамента) и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Обязательства по обеспечению рассмотрения дел судом с участием присяжных заседателей (суммы, выплачиваемые присяжным заседателем за исполнение обязанностей по осуществлению правосудия) обусловлены Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (ст. 11).

Возмещение процессуальных издержек в полном соответствии с их фактическими расходами является одним из ключевых направлений в обеспечении доступности правосудия, в предоставлении конституционных гарантий всем гражданам, независимо от их благосостояния.


Федеральным бюджетом на 2009 – 2011 годы на оплату процессуальных издержек Судебному департаменту предусмотрены средства, размер которых определялся по фактическим затратам в 2007 и 2008 годов с учетом прогнозируемого роста потребительских цен на 2009 – 2011 годы, одобренного Правительством Российской Федерации.


4. Одним из наиболее важных направлений развития системы судов общей юрисдикции является повышение эффективности рассмотрения дел. В целях достижения указанной цели реализуются следующие задачи. Проведение мероприятий по формированию института помощников судей. В связи с изменениями процессуального законодательства существенно изменилась категория уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, материалов, рассматриваемых федеральными судами общей юрисдикции, повысилась сложность и трудоемкость рассматриваемых дел, что привело к существенному росту служебной нагрузки судей и работников аппаратов судов. В связи с этим стоит задача обеспечения каждого судьи помощником, что позволит освободить судей от технической работы и даст им возможность сосредоточиться на осуществлении основной функции – отправлении правосудия. В прогнозном периоде предусмотрено введение дополнительной численности помощников судей в 2009 году – 938 единиц, в 2010 году – 937 единиц, в 2011 году – 937 единиц.

Повышение квалификации судей судов общей юрисдикции, работников аппаратов судов и системы Судебного департамента. Проектом федерального закона о федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов предусмотрены дополнительные ассигнования на повышение квалификации указанных категорий.

5. Информатизация судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента. В целях реализации поставленных Президентом Российской Федерации задач по внедрению в органы государственной власти современных информационных технологий и использованию электронных форм Судебным департаментом разработана и внедряется государственная автоматизированная программа "Правосудие". В 2009 – 2011 годах планируется планомерное введение в судах общей юрисдикции специалистов по информатизации в количестве 3 349 единиц.

Современный этап социально-экономических преобразований диктует необходимость перехода судов на качественно новый уровень деятельности, ставит новые задачи. На ближайшие четыре года ключевым приоритетом является достижение реальной самостоятельности и эффективности работы судов, независимости судей, а также справедливой и равной для всех доступности правосудия.

Кроме того, VII Всероссийским съездом судей, прошедшим в декабре 2008 года и Президентом Российской Федерации перед судейским сообществом и Судебным департаментом поставлены новые задачи, в том числе:

создание апелляционных судов;

совершенствование процедуры присвоения и увеличение количества квалификационных классов судьям с существенной дифференциацией оплаты

передача на федеральный уровень вопросов обеспечения деятельности мировой юстиции;

повышение заработной платы работников аппаратов судов.

Надлежащему функционированию судебной системы препятствует постоянный дефицит финансирования, в результате чего суды недостаточно обеспечены материально-техническими ресурсами, а судьи – социальными гарантиями, предусмотренными действующим законодательством.

Утвержденные федеральным законом о бюджете средства на 2009 год не могут в полном объеме удовлетворить потребности судов общей юрисдикции. Так по отношению к расчетной потребности на 2009 год на обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, представленной Судебным департаментом, объем ассигнований, утвержденный законом о бюджете, составляет в 2009 году – 80,3 %.

Недостаточность финансирования деятельности судебной власти, ее неполное материально-техническое оснащение, необеспеченность процессуальных издержек ставит суды в зависимость от исполнительной и законодательной власти, что противоречит конституционным принципам.

Высокий социальный статус судей и работников аппаратов судов, престижность работы в судебной системе, авторитет судебной власти и обеспечение личной безопасности судей – это основополагающие моменты в обеспечении реальности принципа независимости судей, закрепленного в статье 120 Конституции Российской Федерации.

С учетом поставленных Президентом Российской Федерации задач по финансовому и материально-техническому обеспечению судов одним из важнейших направлений является полное удовлетворение потребностей судов общей юрисдикции в целях обеспечения их самостоятельности и независимости судей.

В этой связи на первый план выходит планомерное доведение материально-технического оснащения судов общей юрисдикции до 100 %.

Проблема обеспечения эффективной деятельности судебной власти как независимой и самостоятельной ветви государственной власти напрямую зависит от уровня оснащения судов предметами длительного пользования, расходными материалами, достаточности средств на оплату услуг связи, коммунальных и прочих услуг.

Финансовое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации осуществляется исключительно за счет федерального бюджета, формирование которого на очередной финансовый год осуществляется путем применения к имеющимся объемам средств индекса – дефлятора.

При этом в процессе деятельности судов и Судебного департамента потребляются услуги, стоимость которых формируются в рыночной среде.

Конечно, можно возразить, что данная проблема является проблемой всех субъектов бюджетного планирования.

Однако следует иметь в виду, что большинство государственных органов, финансируемых из федерального бюджета, имеют внебюджетные источники, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

У судебной системы таких возможностей нет в силу статьи 124 Конституции Российской Федерации, согласно которой финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

В процессе формирования федерального бюджета на 2009 год и плановый период 2010 – 2011 годов сложилась критическая ситуация с финансовым обеспечением мероприятий по переходу на новую систему оплаты труда персонала по охране и обслуживанию зданий.

Бюджетные ассигнования на указанные цели, предусмотренные в федеральном бюджете Судебному департаменту на 2009 год и плановый период 2010 – 2011 годов, были увеличены только на 30% и не позволили обеспечить проведение мероприятий по реформированию системы оплаты труда персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортному хозяйству (далее – обслуживающий персонал) в рамках согласованной Министерством финансов Российской Федерации численности названной категории работников.

Особенности финансового обеспечения судебной системы в данном случае не были приняты во внимание.

В сложившихся условиях в целях введения новой системы оплаты труда, учитывающей уровень минимального размера оплаты труда, установленного с 1 января 2009 г., Судебный департамент был вынужден пойти на беспрецедентные меры по сокращению численности обслуживающего персонала в условиях его и без того острого дефицита, растущего из года в год в связи с устойчивым ростом площадей, введенных в эксплуатацию в рамках реализации федеральных целевых программ.

Кроме того, в настоящее время мировой финансовый и экономический кризис негативно влияет на социально-экономическое развитие Российской Федерации. В соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации органам государственной власти сократили бюджетные ассигнования от 30% до 50% от утвержденного бюджета по различным направлениям расходов.

Правительством Российской Федерации принято решение от 12 декабря 2008 г. N ВП-П13-7336 на 2009 год главным распорядителям средств федерального бюджета о доведении лимитов бюджетных обязательств по расходам на обеспечение деятельности органов государственной власти, за исключением нормативно-обусловленных расходов: оплата труда, выплаты социального характера, включая публичные и публичные нормативные обязательства, оплата коммунальных услуг, в размере 85 %.

В целях сохранения объемов бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, предусмотренных Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", Судебным департаментом направлены соответствующие обращения об отсутствии полномочий Правительства Российской Федерации по сокращению расходов федерального бюджета на судебную систему в зависимости от поступления средств в доходную часть федерального бюджета.

Согласно решению Председателя Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2008 г. N ВП-П4-7577 Судебный департамент, исключен из перечня главных распорядителей средств федерального бюджета, на которых распространяется действие вышеназванного поручения.

Таким образом, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации приняты все необходимые меры для финансирования расходов системы судов общей юрисдикции и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации в полном объеме в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".

С 2007 года реализуется федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007 – 2011 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. N 583, которая призвана решить новые задачи, обусловленные стремлением России соответствовать мировым стандартам в области судопроизводства, а также развитием информационных технологий. Программа предполагает комплексное решение проблем обеспечения доступности, открытости и прозрачности правосудия, повышения доверия общества к правосудию и эффективности рассмотрения дел, обеспечения независимости судей и повышения уровня исполнения судебных актов, а также улучшение условий для осуществления правосудия.


Основными перспективными задачами, в части развития и совершенствования судов общей юрисдикции, предусмотренные указанной программой, являются следующие.

1. Создание надлежащих условий для защиты прав и законных интересов граждан, и доведение общей площади служебных помещений на 1 судью общей юрисдикции до 124,6 кв.м. в 2009 году, 127,7 кв. м. в 2010 году, 129,7 кв. м. в 2011 году. В целях реализации данного мероприятия требуется строительство, реконструкция или приобретение административных зданий судов, с учетом современных требований к осуществлению правосудия, открытости и доступности для общества.

Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований по указанному мероприятию. Средства выделены на строительство и реконструкцию зданий судов общей юрисдикции в г. Санкт-Петербурге.

2. Внедрение автоматизированных систем в деятельность судов общей юрисдикции в целях достижения значительного сокращения сроков рассмотрения дел и споров, сокращения количества незавершенных дел, обеспечения удобного и быстрого доступа к информации, повышения качества и эффективности работы аппарата суда.

3. Исследование вопросов, связанных с определением служебной нагрузки на судей и работников аппаратов судов, а также с географическим размещением судов в целях обеспечения доступности правосудия.

4. В целях обеспечения самостоятельности судебной власти предусматривается выделение средств федерального бюджета для обеспечения жильем судей, работников аппаратов судов и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. В течение 2009 – 2011 годов планируется обеспечить 1 586 человек, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В настоящее время фактический рост потребительских цен, особенно на строительство и приобретение недвижимого имущества значительно выше планируемого в 2006 годах при разработке программы "Развитие судебной системы России" на 2007 – 2011 годы.

5. В целях обеспечения надлежащих условий осуществления правосудия необходимо принять соответствующие меры, направленные на усиление охраны зданий судов. В рамках федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007 – 2011 годы планируется оснастить 2 200 зданий (помещений) судов техническими средствами защиты.

 

Общий объем финансирования Программы


 

     

 

млн. рублей

N п/п

Заказчики Программы

ВСЕГО

в том числе:

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

1

Конституционный Суд

224,0

34,8

44,8

54,8

44,8

44,8

2

Верховный Суд

317,2

85,6

75,1

52,1

52,2

52,2

3

Высший Арбитражный Суд

15156,5

1858,5

2300,8

2315,6

4445,2

4236,4

4

Судебный департамент

37397,1

3917,8

5982,5

7313,1

10626,8

9556,9

5

Федеральная служба судебный приставов

2961,9

475,0

531,9

574,9

648,2

731,9

6

Министерство экономического развития и торговли

10,5

2,5

2,0

2,0

2,0

2,0

7

Министерство юстиции

5,5

5,5

0,0

0,0

0,0

0,0

ИТОГО

56072,7

6379,7

8937,1

10312,5

15819,2

14624,2


 


 


 


 


 


 


 


 

Средства, предусмотренные Судебному департаменту, в разрезе мероприятий Программы


 


 


 


 


 


 

млн. рублей

N п/п

Мероприятия Программы

ВСЕГО

в том числе:

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

1

Информатиза-ционное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, в том числе:

2200,0

470,0

420,0

420,0

515,0

375,0

1.1.

информатизация судов общей юрисдикции

1140,0

250,0

220,0

220,0

275,0

175,0

1.2.

поддержка и обслуживание ГАС "Правосудие"

1060,0

220,0

200,0

200,0

240,0

200,0

2

НИОКР

1,5

0,0

0,0

0,0

1,5

0,0

3

Строительство и приобретение зданий судов и управлений (отделов) Судебного департамента

31248,6

3119,0

4800,0

6133,6

9078,1

8117,9

3.1.

для судов общей юрисдикции

25620,0

2 998,0

4 679,0

6012,5

8958,0

7996,9

3.2.

для Судебного департамента и его территориальных управлений

604,2

121,0

121,0

121,1

120,1

121,0

4

Оснащение судов общей юрисдикции техническими средствами охраны

1900,0

94,7

132,6

253,1

730,0

689,6

5

Строительство и приобретение жилья для судей и работников аппаратов судов и системы Судебного департамента, в том числе:

2047,0

234,1

629,9

506,4

302,2

374,4

5.1.

для судей судов общей юрисдикции

1435,5

168,6

468,6

354,1

215,4

228,8

5.2.

для военных судей

117,2

7,3

27,3

27,3

27,3

28,0

5.3.

для работников аппаратов судов

355,1

35,0

105,0

96,0

30,5

88,6

5.4.

для аппарата Судебного департамента и его территориальных органов

139,2

23,2

29,0

29,0

29,0

29,0

ИТОГО

37397,1

3917,8

5982,5

7313,1

10626,8

9556,9

Для создания условий по дальнейшему развитию системы судов общей юрисдикции в соответствии с новыми требованиями современного общества Судебным департаментом разработана и согласована с Советом судей Российской Федерации Программа развития системы судов общей юрисдикции Российской Федерации и совершенствования организационного обеспечения их деятельности на период до 2023 года. Данная программа включает в себя проведение следующих мероприятий.

Создание административных судов, одной из основных задач которых будет являться защита личности от произвольных либо ошибочных действий государственных органов власти Российской Федерации, государственных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Развитие ювенальной юстиции. В ходе реформирования судебной системы встает вопрос существенного улучшения положения в области защиты прав несовершеннолетних – развитие ювенальной юстиции.

Это особая система правосудия для несовершеннолетних, согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от вредного окружения.

Создание психологической службы. Существующая система медицинского обслуживания действующих судей решает задачи сохранения их здоровья не в полной мере. Специфические условия труда судей, работа которых связана с эмоциональными стрессами, психическим напряжением, способствуют развитию заболеваний, ведущих к преждевременной утрате ими профессиональной трудоспособности.

В связи с этим большое значение приобретает вопрос совершенствования работы по профилактике и выявлению заболеваний, психологической и психофизиологической коррекции отрицательной динамики профессиональной работоспособности у судей. Ряд министерств и ведомств Российской Федерации имеют соответствующие службы (МВД, Минобороны, Министерство образования и науки Российской Федерации, Минюст, МЧС и другие), которые доказали свою эффективность. На создание аналогичной службы направлены проекты Положения о психологической службе в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и Программы создания системы психологического обеспечения профессиональной деятельности судей и работников аппаратов судов общей юрисдикции Российской Федерации в период 2004-2006 годов.

Совершенствование размещения федеральных судов общей юрисдикции с учетом создания компактно расположенных кабинетов судьи, его помощника и секретаря судебного заседания ("офиса судьи").

Качественное осуществление правосудия невозможно в условиях нехватки площадей для размещения судейского корпуса, аппарата суда, залов судебных заседаний.

Требования к проектированию зданий судов должны быть также обусловлены стоящей перед судами задачей обеспечения права на открытое судебное разбирательство.

В целях обеспечения соответствия зданий судов предлагается доведение среднего размера общей площади служебных помещений в расчете на одного судью от 117,8 кв. метров до 320–350 кв. метров (включая зал судебного заседания).

Залы судебных заседаний обязательно должны иметь соответствующие места для посетителей и представителей средств массовой информации. Лица, желающие посетить судебные слушания, не должны подвергаться каким-либо сложным процедурам допуска в такие залы. Возможность посещения суда не может ставиться в зависимость от процессуального статуса лица.

Соблюдение необходимых условий требует, чтобы при проектировании зданий судов предусматривалось создание компактно расположенных просторных залов судебных заседаний, которые были бы отделены от служебных помещений ("офисов судей", подразделений аппарата суда), исключая доступ к ним посетителей.

Вместе с тем, в целях доступности правосудия для всех граждан в судах общей юрисдикции необходимо создать условия для лиц, имеющих ограниченные возможности, несовершеннолетних, сформировать зоны свободного доступа в здания судов для обеспечения открытости судебного разбирательства, организовать комнаты ожидания для граждан, санитарные комнаты и места общественного питания.

Решение вопросов обеспечения надлежащего уровня охраны зданий (помещений) судов, для чего необходимо создание ведомственной судебной охраны. Для обеспечения охраны зданий федеральных (помещений) судов общей юрисдикции и органов Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (3018 объектов) работниками судебной охраны потребуются соответствующая дополнительная численность.

Современные условия развития общества диктуют необходимость полномасштабного внедрения информационных технологий в осуществление правосудия, создание условий для его доступности и мобильности. В связи с этим предусмотрена реализация ряда мероприятий в данном направлении.

Формирование электронных архивов дел в судах общей юрисдикции. Предусматривается оснащение комплектами оборудования 3570 объектов автоматизации в целях обеспечения сохранности бумажных копий документов, организации быстрого доступа к материалам, возможность тиражирования документов на электронных носителях, компактность расположения по сравнению с хранилищами на бумажных носителях, простую возможность приобщения материалов аудио-видео протоколирования.

Мобильный комплект оборудования для выездного заседания со средствами связи и доступа в информационное пространство ГАС "Правосудие". Предусматривается в интересах судейского сообщества в субъектах Российской Федерации для проведения выездных судебных заседаний и других организационных мероприятий с обеспечением возможности аудио-видео протоколирования, видеоконференцсвязи.

Создание информационно-справочных систем судов для предоставления доступа к публичной информации о судах (с использованием ресурсов ГАС "Правосудие"). Предусматривается в интересах граждан в каждом регионе Российской Федерации, что позволит получать публичную информацию о работе судов через обычную или мобильную связь, а также обеспечить санкционированный доступ к информации о ходе рассмотрения дела, жалобы и т.п. как в автоматическом режиме (самостоятельно без участия оператора), так и через оператора центра.

Формирование центров удостоверения электронной подписи, внедрение средств защиты документооборота. Предполагается интеграция с региональными удостоверяющими центрами, создаваемыми в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия" для обеспечения решения вопросов электронно-цифровой подписи, получения специальной информации при использовании средств криптозащиты на объекте автоматизации. В рамках этих же мероприятий предполагается организация штрих – кодовой маркировки "значимых" документов, введение степеней защиты на официальных документах суда.

Интерактивное телевидение. Предусматривается в целях оптимизации функции по подготовке и повышению квалификации судей и работников аппаратов судов (возможность просмотра заказанных программ в определенное время).

Развитие средств видеоконференцсвязи предусматривается на всех 3 570 объектах автоматизации, а также 500 дополнительных помещений в целях проведения кассационных и надзорных процессов в удаленном режиме. 

Ведущий: Перейдем к блоку вопросов, касающихся реализации Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы". Расскажите, пожалуйста, какие работы уже выполнены, и что запланировано на ближайшую перспективу в системе судов общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде РФ в рамках осуществления Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы"?


Гусев А.В.: В рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007–2011 годы за истекший период построено (реконструировано) и введено в эксплуатацию 50 зданий (сооружений) судов общей юрисдикции общей площадью более 145 000 кв. метров; приобретено 33 зданий федеральных судов общей юрисдикции общей площадью более 20 000 кв. метров. Всего за период действия Программы предстоит освоить свыше 25 млрд. рублей государственных капитальных вложений, ввести в эксплуатацию свыше 100 зданий судов, приобрести для их размещения более 50 зданий. При этом неизмеримо возрастают требования к их архитектурному облику и дизайну. По большому счету это должны быть настоящие дворцы правосудия – с просторными залами судебных заседаний, удобными помещениями для посетителей и кабинетами для судей, оснащенными современными компьютерами и всем необходимым для работы с комфортом.

В ходе выполнения мероприятий Программы решаются вопросы обеспечения жильем судей и государственных гражданских служащих. По итогам 2007–2008 годов приобретено более 400 квартир для судей федеральных судов общей юрисдикции и 200 квартир для государственных гражданских служащих. Всего в ходе реализации Программы должны быть обеспечены жильем более 1700 судей и более 1000 государственных гражданских служащих.

Большое внимание уделяется надлежащему обеспечению безопасности судебной деятельности. Разработана Концепция обеспечения безопасности федеральных судов общей юрисдикции техническими системами и средствами защиты, которая утверждена постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 19.10.2006 N 98. В соответствии с ней федеральные суды общей юрисдикции оснащаются системами контроля доступа, охранно-пожарной сигнализацией, выведенной на пульт централизованного наблюдения милиции, системами автоматического тушения пожаров в помещениях архивов, серверных, комнат для хранения вещественных доказательств, все залы судебных заседаний и кабинеты судей оснащаются кнопками тревожной сигнализации, а судьи – такими же носимыми средствами.

Здания судов оборудуются системами наружного и внутреннего видеонаблюдения, позволяющими не только контролировать ситуацию в помещениях суда и на прилегающей территории, но и фиксировать при необходимости действия правонарушителей.

Безусловным приоритетом в течение всего этого периода стало информационное обеспечение деятельности судов, внедрение новейших технологий.

Когда зал судебного заседания оборудован современными техническими средствами, ведется аудиозапись судебного заседания и есть возможность оперативно готовить судебное решение в электронном виде, а посетители суда всю необходимую информацию могут получить в информационном киоске или электронном портале, то это уже совсем другой уровень правосудия. И соответственно повышаются уважение и доверие населения такому суду.

В 2002 году разработана Концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, основой которой стало создание Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие", широкомасштабное внедрение которой в судах и системе Судебного департамента осуществляется с 2007 года.

В настоящее время имущественный комплекс ГАС "Правосудие" составляет более 80 тысяч компьютеров. Количество автоматизированных рабочих мест, объединенных в единую информацию систему, достигло более 59 тысяч единиц. В стране не осталось ни одного суда общей юрисдикции, не имеющего средств автоматизации судопроизводства на базе компьютерного оборудования. Все судьи в практической работе используют персональные компьютеры.

Суды областного звена полностью оснащены средствами видеоконференцсвязи для проведения кассационных и надзорных процессов с участием осужденных, содержащихся в следственных изоляторах. Это позволило обеспечить их право непосредственно участвовать в рассмотрении дел в кассационной инстанции, значительно сократить сроки рассмотрения дел.

Система аудио-протоколирования хода судебного заседания внедрена более чем в 500 судах общей юрисдикции, и эта работа будет продолжена.

Во всех судах обеспечен доступ к правовым информационным базам данных, обмен информационными потоками осуществляется по каналам электронной почты, имеется доступ в Интернет. Особое внимание уделяется размещению и регулярному обновлению сведений о датах рассмотрения дел и судебных решений на сайтах судов.


В ходе дальнейшего развития ГАС "Правосудие" планируется размещать на сайтах судов информацию о рассматриваемых делах в реальном масштабе времени. Это должно обеспечить не только равную доступность и прозрачность правосудия для граждан и организаций, но и существенно уменьшить необходимость непосредственного посещения здания суда для получения справочной информации.

Для улучшения информирования граждан, пришедших непосредственно в суд, суды оснащаются "информационными киосками" или электронными терминалами отображения информации коллективного пользования и информационно-справочными системами. В них размещается необходимая посетителям информация о работе суда, справочные сведения, формы различных документов и образцы их заполнения. Планируется также обеспечить возможность получения информации о рассматриваемых делах в реальном масштабе времени. Введение этих информационных терминалов одновременно с созданием приемных в судах общей юрисдикции, позволит устранить общение судей со сторонами до рассмотрения дела, что исключит возможность возникновения условий, способствующих коррупции в работе судов.

На настоящее время информационными терминалами оснащены все областные и равные им суды, а также более 150 районных судов. Всего предполагается установить в судах общей юрисдикции более 2500 информационных терминалов.

Указанные мероприятия позволят в полной мере реализовать положения принятого 22 декабря 2008 года Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", который вступает в силу с 1 июля 2010 года.

К концу 2011 года во всех судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента планируется сформировать комплексы средств автоматизации на базе локальных вычислительных сетей, объединяющих их с помощью средств связи и передачи данных в единое информационное пространство, к информационным ресурсам которого, помимо федеральных судов, будут иметь доступ мировые судьи, органы государственной власти и местного самоуправления. Все это, в свою очередь, позволит решить стратегические задачи судебной системы по обеспечению гласности, открытости и доступности правосудия для общества, повышения доверия граждан к судебной системе. 


Ведущий: В России принята Федеральная целевая программа по развитию судебной системы России на 2007 - 2011 годы? Какие результаты ожидаются в процессе ее реализации? Насколько данная Программа решит все проблемы связанные, прежде всего, с совершенствованием организационно-правовой и материально-технической базы российского правосудия? Необходимы ли при реформировании судебной системы значительные ассигнования из средств РФ?

Гусев А.В.: Целью программы является повышение качества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Для этого должны быть решены следующие задачи: обеспечения открытости и прозрачности правосудия; повышения доверия к правосудию, в том числе путем повышения эффективности и качества рассмотрения дел; создания необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечения его доступности; обеспечения независимости судей; повышения уровня исполнения судебных актов.

По итогам реализации Программы ожидается достижение следующих конечных результатов:

введение в эксплуатацию свыше 100 зданий судов, приобретение для их размещения более 50 зданий;
увеличение площади служебных помещений на одного судью (один судебный состав) в федеральных судах общей юрисдикции до 129,6 кв. метра;
обеспечение жильем 1713 судей и 1020 государственных гражданских служащих (работников аппаратов судов и системы Судебного департамента);
оснащение техническими системами и средствами защиты 1500 зданий федеральных судов общей юрисдикции;
создание и поддержание в актуальном состоянии сайтов всех федеральных судов общей юрисдикции, что позволит размещать в сети Интернет сведения, касающиеся судебной деятельности, информацию об органах судейского сообщества; осуществление обязательной аудиозаписи судебного заседания; создание приемных во всех районных судах и т.д.

Однако анализ фактической обеспеченности судов общей юрисдикции зданиями, помещениями, отвечающими требуемым условиям для осуществления правосудия, состояния материально-технического и информационного обеспечения судов, оснащенности судов современными техническими системами защиты, а также уровня обеспеченности жильем судей и работников аппаратов судов, показывает, что даже полное выполнение действующей Программы не разрешит имеющихся проблемных вопросов.

На VII Всероссийском съезде судей приняты решения и поставлены задачи по дальнейшему развитию судебной реформы, требующие осуществления дополнительных мероприятий по организационному обеспечению судов и увеличению финансирования на эти цели.

В связи с этим в настоящее время разрабатывается концепция новой федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2012 –2016 годы с учетом перспектив дальнейшего совершенствования структуры федеральных судов общей юрисдикции. 


Ведущий: Следующий вопрос поступил от Широковой Елены. Одним из направлений реформирования судебной системы сегодня является использование в судах общей юрисдикции современных информационных технологий. В рамках выполнения задачи обеспечения открытости и прозрачности правосудия ФЦП "Развитие судебной системы на 2007-2011 годы" в качестве приоритетного определено именно информатизационное обеспечение деятельности судебной системы, в том числе создание электронных архивов, введение информационной системы судов общей юрисдикции "Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Правосудие", формирование необходимой телекоммуникационной инфраструктуры и др. Скажите, пожалуйста, какие практические шаги в этом направлении делаются?

Гусев А.В.: 
В рамках ФЦП проводятся мероприятия, направленные на внедрение во всех федеральных судах общей юрисдикции и органах Судебного департамента решений Государственной автоматизированной системы РФ "Правосудие" (ГАС "Правосудие"), которые включают 26 функциональных и технологических подсистем, охватывающих практически все аспекты деятельности судов и системы Судебного департамента.

Приоритетными задачами являются:
– внедрение в судах системы единого автоматизированного судебного делопроизводства (подсистема "Судебное делопроизводство и статистика");
– формирование электронных банков судебных решений (подсистема "Банк судебных решений (судебной практики)";
– формирование единого общедоступного информационного ресурса на базе интернет-портала судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента (www.sudrf.ru).

При этом обеспечивается формирование материально-технической базы комплексов средств автоматизации (поставка необходимых программных и технических средств), которая обеспечит решение стоящих задач. По состоянию на 1 января 2009 года общее количество компьютеров составляет более 80 тыс. единиц, из них более 59 тыс. включены в единое информационное пространство судов, установлено более 3,2 тыс. серверов.

Ведется поэтапное оборудование помещений судов информационно-справочными терминалами (киосками), а также залов судебных заседаний системами аудио-протоколирования. Системами аудио-протоколирования оборудованы практически все областные и равные им суды, а также более 400 районных судов. Эти работы продолжаются.

Все суды областного и равного им уровня (180 залов), а также 140 следственных изоляторов оснащены комплектами видеоконференцсвязи для рассмотрения кассационных и надзорных жалоб.

Сформирован федеральный уровень ведомственного контура документооборота, продолжаются мероприятия по формированию регионального уровня.

В составе интернет-портала обеспечено представительство всех федеральных судов общей юрисдикции и управлений отделов Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.  


Ведущий: Решение каких основных задач в сфере информатизации деятельности судов общей юрисдикции России в целом намечено на 2009 год? Какие основные механизмы Вы рассматриваете как перспективные и приоритетные для решения этих задач? Вопрос от Минаевой Полины Алексеевны из г. Москвы.


Гусев А.В.:  Важнейшими задачами на 2009 год (в части ГАС "Правосудие") являются, прежде всего:
создание технических условий для реализации требований Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", который вступает в силу с 1 июля 2010 г., в части обеспечения свободного доступа к информации о деятельности судов и системы Судебного департамента из сети Интернет; обеспечение условий для практического использования возможностей подсистем ГАС "Правосудие" как в судах, так и в управлениях (отделах) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации;
продолжение мероприятий по созданию системы обеспечения и сервисного обслуживания комплексов средств автоматизации ГАС "Правосудие".

Указанные задачи 2009 года предусматривается решать путем осуществления комплекса следующих основных мероприятий:
проведение доработки программно-технических решений ГАС "Правосудие" с учетом требования федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (в первую очередь подсистемы "Интернет-портал ГАС "Правосудие");
продолжение доукомплектования КСА объектов автоматизации программно-техническими средствами, обеспечивающими реализацию указанного федерального закона и использование возможностей ГАС "Правосудие";
дальнейшее развитие единого информационного пространства судов общей юрисдикции за счет монтажа ЛВС в судах, подключение судов выделенными каналами связи к ведомственному контуру документооборота;
дальнейшее развитие и поддержка магистральных и региональных сетей связи и полномасштабному вводу в действие ведомственного контура связи; обеспечение безопасности информации;
дальнейшее развитие подсистем ГАС "Правосудие" с учетом накопленного опыта их использования на объектах автоматизации; продолжение обучения работников судов и органов Судебного департамента навыкам практического применения ГАС "Правосудие".

Реализация указанных мероприятий производится в рамках заключенных централизованных государственных контрактов с Федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательский институт "Восход" – головным разработчиком системы ГАС "Правосудие" и ОАО "Ростелеком" – магистральным оператором связи, а также программно-целевым методом.

Опыт создания, внедрения и эксплуатации в судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента ГАС "Правосудие" выявил необходимость создания организационной структуры для обеспечения эксплуатации, сервисного технического обслуживания и развития комплексов средств автоматизации.

Такой структурой, по нашему мнению, должен стать информационный центр по обеспечению эффективного использования и информационной безопасности ГАС "Правосудие", создание которого признано необходимым VII Всероссийским съездом судей (постановление от 4 декабря 2008 г.).

К разработке проектов необходимых нормативных документов мы уже приступили. 


Ведущий: Давайте перейдем к следующему вопросу. Планируется ли размещать на сайтах судов информацию о рассматриваемых делах, какая информация будет открытой, а какая ограниченной к доступу?

Гусев А.В.: Если обратиться к Федеральному закону, то он устанавливает, что тексты судебных актов, за исключением приговоров, размещаются в сети интернет после их принятия. А тексты приговоров, размещаются в интернете после их вступления в законную силу. Не подлежат размещению в сети интернет тексты судебных актов, вынесенных по делам, которые затрагивают безопасность государства, возникающей из семейно-правовых отношений, в том числе, по делам об усыновлении, удочерении ребенка, а также по другим делам, которые затрагивают интересы несовершеннолетних. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, ограничение дееспособности гражданина или о признании его недееспособным, о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании, о внесении исправлении или изменения в записи актов гражданского состояния, об установлении фактов, имеющих юридическое значение, которые рассматриваются судами общей юрисдикции. Кроме того, в целях безопасности участников судебного процесса из указанных актов исключаются персональные данные, кроме фамилии, инициалов судей, или судьи, которая рассматривает дело, а также прокурора или адвоката. Вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы или другие обозначения, которые не позволяют идентифицировать участников судебного процесса.  


Ведущий: После введения в строй ГАС "Правосудие" сможет ли каждый желающий воспользоваться статистической и аналитической информацией ИТ-системы? Будет ли такая информация платной или предусматривается иной подход?

Гусев А.В.: В ГАС "Правосудие" имеется несколько контуров информационного обмена. Ведомственный контур – доступен только судьям и работникам судебной системы с разграничением уровня доступа.

Для реализации потребности граждан, общества и государства в свободном доступе к информации, касающейся сферы правосудия и деятельности судов в составе ГАС "Правосудие" создан интернет-портал судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента (www.sudrf.ru). Интернет-портал обеспечивает представительство всех федеральных судов общей юрисдикции и органов Судебного департамента в сети Интернет и образует так называемый публичный контур.

Особое внимание уделяется размещению на сайтах судов сведений о датах рассмотрения дел и судебных решениях. После завершения мероприятий по внедрению ГАС "Правосудие" данная информация будет размещаться в Интернет в режиме реального времени.

На этих сайтах отображается информация о суде, его название, почтовый адрес, информация о руководстве суда и судьях, о графике работы суда и приеме посетителей, о рассматриваемых делах и другая необходимая гражданам информация.

Это должно обеспечить не только равную доступность и прозрачность правосудия для граждан и организаций, но и существенно уменьшить необходимость непосредственного посещения здания суда для получения справочной информации. Информация о судебной статистике в настоящее время размещается на сайте Судебного департамента (www.cdep.ru).

В связи с принятием федеральных законов от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (вступает в силу с 1 июля 2010 г.), а также от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", в течение 2009 года интернет-портал и входящие в него сайты будут доработаны с учетом требований указанных законов.

Согласно части 5 статьи 19 федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информация о деятельности судов предоставляется бесплатно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Поэтому информация, размещаемая на интернет-сайтах судов – бесплатная. 


Ведущий: Вы рассказали по поводу аудиозаписи судебного заседания и видео-конференции. Возникают ли какие-то проблемы при реализации данных решений?

Гусев А.В.: Самая большая проблема, с которой мы сейчас сталкиваемся – обработка этой информации. Сейчас мы работаем над регламентом, который обеспечивает хранение и регламентное обслуживание электронных носителей с фонограммами, видеозаписью хода судебных процессов. Поэтому проблемы есть, но я надеюсь, что мы их решим. Это технические проблемы, а технические проблемы, как правило, решаются. 


Ведущий: Насколько эффективной, на Ваш взгляд, является практика дистанционного проведения судебных заседаний с использованием видеоконференцсвязи между СИЗО и судами? Можно ли в настоящее время говорить о массовом использовании данной технологии или ее применение носит скорее разовый характер?

Гусев А.В.: Использование видеоконференцсвязи обеспечивает реализацию прав осужденного, содержащегося под стражей и заявившего о своем желании присутствовать при рассмотрении кассационной жалобы или представления на приговор, изложить свою позицию путем использования видеоконференцсвязи (пункт 3 статьи 376 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации). Верховный Суд Российской Федерации, все областные и равные им суды обеспечены средствами видеоконференцсвязи для проведения кассационных и надзорных процессов в удаленном режиме со следственными изоляторами, для чего оборудованы более 180 залов судов и помещения в 140 следственных изоляторах на территории всей России.

Внедрение и использование судами видеоконференцсвязи позволило:
обеспечить права граждан на судебную защиту;
существенно повысить оперативность рассмотрения дел с участием осужденных и сократить сроки рассмотрения кассационных жалоб (особенно учитывая территориальную распространенность и удаленность следственных изоляторов);
повысить уровень безопасности и снизить риск нарушения режимных требований, связанных с доставкой осужденных в суды; сократить расходы на конвоирование осужденных.

Эффективность использования данной технологии подтверждена временем и практикой. Наибольший эффект достигается при использовании видеоконференц-связи для рассмотрении дел в Северо-Западном, Сибирском, Уральском, Дальневосточном федеральных округах, т.е. там, где доставка подсудимого в суд сопряжена с большими трудностями и значительными затратами бюджетных средств и времени на транспортировку подсудимого до суда.

В настоящее время на законодательном уровне решается вопрос расширения зоны применения видеоконференцсвязи в судах. Планируется использовать ее не только для рассмотрения жалоб кассационных и надзорных, но и для допроса свидетелей. В этом случае достигается не только экономический эффект, связанный с расходами для прибытия в суд, но и социальный – повысятся уровни доступности суда и доверия граждан.  


Ведущий: Следующий вопрос поступил от Никитина Романа Леонидовича из Самарской области: "Слышал об установлении информационных киосков в зданиях судов. Какую информацию благодаря этому граждане смогут получать"?

Гусев А.В.: Информационные терминалы (киоски), являются одним из средств информирования граждан, пришедших непосредственно в суд, о деятельности суда за счет получения открытой информации непосредственно из ГАС "Правосудие".

Информационные киоски содержат необходимые посетителям суда сведения: о режиме работы суда, информацию о судебных слушаниях, а также о делах, находящихся на рассмотрении в суде, формы различных документов и образцы их заполнения, иные справочные сведения. В перспективе предполагается обеспечить гражданам возможность получения печатных копий размещенных на информационном киоске бланков документов, а также получение информации о рассматриваемых делах в реальном масштабе времени.

Кроме того, введение информационных терминалов одновременно с созданием приемных в судах общей юрисдикции, позволяет устранить общение судей со сторонами до рассмотрения дела, что исключит возможность возникновения условий, способствующих коррупции в работе судов. 


Ведущий: Следующий вопрос от Маргариты из Омска. Слышала о том, что в России планируется начать транслирование судебных заседаний в интернете в режиме он-лайн. Достоверная ли это информация?


Гусев А.В.:  Я бы сказал так, что транслирование судебных заседаний в интернете в режиме он-лайн законодательно никак не урегулировано. С технической стороны, в общем-то, здесь нет проблем, хотя это дело достаточно не дешевое. Прежде чем говорить об этом, нужно было бы начать с технической апробации такой формы обеспечения права доступа граждан к правосудию. Возникает вопрос с правами граждан на тайну личной жизни. Я скажу, что несмотря на то, что нет такого закона, который заставлял бы нас это делать. Но, тем не менее, в Свердловском областном суде мы периодически осуществляем транслирование судебных заседаний в интернете в режиме он-лайн. Это вызывает большой интерес у общества. Сейчас очень широко в судейском сообществе обсуждается другой проект – возможность участия гражданина с помощью интернета в судебном заседании. Скажем, по гражданским делам с помощью видеоконференцсвязи, чтобы человек не приезжал на заседания.  


Ведущий: Как предлагается решать проблему раскрытия данных, связанных с личной жизнью участников судебных процессов в рамках реализации ГАС "Правосудие"?

Гусев А.В.: Содержание информации, подлежащей размещению (опубликованию) определено Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".

Согласно статье 2 указанного Закона, его действие не распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа к персональным данным, обработка которых осуществляется судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества.

Порядок работы с персональными данными участников судебных процессов определяется Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных". Согласно ст. 24 Закона лица, виновные в нарушении его требований, несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность. 


Ведущий: Следующий вопрос. С 2010 года вступит в силу Федеральный закон от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". Какую деятельность по его реализации будет осуществлять Судебный департамент?

Гусев А.В.: Я уже немножко касался этого. Например, Федеральный закон N 262-ФЗ устанавливает следующие способы обеспечения доступа к информации о деятельности судов: присутствие граждан, физических лиц, представителей организаций или юридических лиц, общественных объединений, органов государственной власти в открытом судебном заседании. В настоящее время возможность такого присутствия в открытом судебном заседании определена нормами процессуального законодательства, а также правилами внутреннего распорядка. Мы такой порядок разработали совместно с судейским сообществом и его утвердили с председателями судов на основе типовых правил внутреннего распорядка суда, но, что касается обнародования, опубликования информации о деятельности судов в средствах массовой информации, я уже об этом говорил. Дополнительно могу сказать, что в 2008 году мы во все территориальные органы Судебного департамента ввели дополнительно 86 единиц, по одной единице на каждое управление, отдел Судебного департамента, работников, которые осуществляют работу, взаимодействие со СМИ: пресс-секретари. Существует интернет-портал федеральных судов общей юрисдикции системы Судебного департамента, это подсистема одна из 27 подсистем ГАС "Правосудие", которая является единой точкой доступа к сайту федеральных судов общей юрисдикции системы Судебного департамента. То есть мы посчитали, что это достаточно удобно: выходишь на сайт http://sudrf.ru, а уже оттуда находишь интересующий тебя суд областного, районного звена или управление отдела Судебного департамента. Я снова вернусь к информационным киоскам. В Федеральном законе N 262 есть такое требование: размещение информации о деятельности судов в занимаемых судами, Судебным департаментом или его органами помещениях – для этого существуют стенды или информационные киоски для ознакомления пользователей с информацией о текущей деятельности суда. И хочу сказать, что обязательно на сайте районного или областного звена вводится такой раздел, который озаглавлен так: "Обращение граждан" - это тоже является запросом, на который дается ответ судом. И еще одна новелла, которая уже реализуется нами, но пока еще не во всех судах и которую мы должны ее завершить 31 декабря 2011 года: во всех районных судах появятся приемные, куда граждане могут обращаться лично и получать ответы на интересующую их информацию. 


Ведущий: Перейдем к следующему вопросу. Скажите, пожалуйста, насколько достоверной является информация о внедрении обязательного психологического исследования кандидатов в судьи? Проводятся ли в настоящее время подобные исследования? Содержит ли действующее российское законодательство какие-либо нормы по данному вопросу?

Гусев А.В.: В соответствии с возложенными законом на Судебный департамент задачами по организационному и кадровому обеспечению судебной деятельности, Судебный департамент начал проводить работу по психологическому обеспечению судебной деятельности.

В настоящее время эту деятельность осуществляют 42 психолога, работающих в областных и равных им судах, управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.

Действующее российское законодательство не предусматривает обязательного психологического обследования кандидатов на должность судьи.

В этой связи проведение психодиагностики кандидатов на должность судьи осуществляется на основе принципа добровольности по поручению квалификационных коллегий субъектов Российской Федерации и при условии согласия на проведение такого обследования кандидатами на должность судьи.

Этот принцип соблюдается неуклонно. Как показывает практика, результаты, которые представляют психологи в квалификационную коллегию, надежны и подтверждаются в дальнейшем. В 16 субъектах Российской Федерации 100% кандидатов на должность проходят психодиагностику. В целом, за период 2003-2008 г.г. психологическое обследование прошло более 17 тысяч кандидатов на должность судьи. 


Ведущий: Сегодня многие ведомства пропускают кандидатов на службу через проверку на детекторе лжи. По вашему мнению, внедрение обязательного психологического исследования кандидатов в судьи оправдано (целесообразно)? И помогут ли эти тесты действительно разоблачить тех, кто стремится в судьи с нечистыми намерениями?

Гусев А.В.:
Психологическое обследование кандидатов на должность судьи, осуществляемое по поручению квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации не включает в себя проверки на полиграфе (детекторе лжи). Обследование кандидатов на должность судьи осуществляется при условии их согласия на проведение такого обследования, то есть добровольно. Психологи проводят психологическое обследование (психодиагностику) кандидатов на должность судьи с целью помочь квалификационным коллегиям судей субъектов Российской Федерации лучше понять личность кандидата и сделать правильный выбор при даче ему рекомендации о назначении на должность судьи. Поэтому полагаю, что распространение практики психологического обследования на всех кандидатов на должность судьи положительно скажется на социальном и психологическом самочувствии судей, будет способствовать улучшению качественного состава судейского корпуса. 


Ведущий: Переходим к следующему вопросу. Слышал о том, что для присяжных заседателей планируется построение гостиниц, в которых они будут размещаться на время судебного процесса. Правда ли это? В каких городах они будут построены?

Гусев А.В.: В рамках федеральной целевой программы такие работы не запланированы, хотя мы пытаемся убедить Правительство РФ, прежде всего, Министерство экономики и Министерство финансов в том, что такой эксперимент нам было бы неплохо провести. То, что касается гостиниц для присяжных заседателей, мы помним публикации в некоторых СМИ, эта проблема по-прежнему существует. Можно было бы посмотреть, насколько это действительно окажется нужным, необходимым и целесообразным. Целью постройки таких зданий является обеспечение безопасности присяжных, а также исключение возможного давления на них при помощи подкупов или угроз. Присяжные будут проживать в гостинице все время слушания дела до оглашения приговора. В случае одобрения проекта в Уголовно-процессуальный кодекс будут внесены поправки о предоставлении присяжным мест в таких гостиницах и первая гостиница появится при Мосгорсуде в ближайшие два года. Закон "О суде присяжных" вступил в действие в современной России в 1993 году. Суды присяжных были организованы в качестве эксперимента в девяти регионах страны. В 2003 году институт присяжных был утвержден официально. В настоящее время суд присяжных введен на всей территории РФ, кроме Чеченской республики. Присяжными могут стать граждане РФ достигшие 25 лет, не имеющие обвинений или подозрений в совершении преступлений и психически здоровые. 


Ведущий: Скажите, пожалуйста, ведется ли сейчас строительство и реконструкция зданий для размещения судов, т.к. состояние занимаемых ими помещений зачастую неудовлетворительны, что компрометирует правосудие. Часть судов вообще не имеет помещений. В результате происходит массовое нарушение принципа гласности судебного разбирательства, поскольку из-за отсутствия необходимой площади процессы из открытых превращаются фактически в закрытые, доступ к которым вынужденно ограничивается. Вопрос от Петрухиной Ирины Борисовны из Тверской области.

Гусев А.В.: Судебный департамент с момента своего образования проводит работу по созданию в зданиях судов надлежащих условий для отправления правосудия путем строительства новых зданий, приобретения зданий, реконструкции и производства комплексного (полного) ремонта имеющихся или приобретенных зданий. В 1999 году от Министерства юстиции Российской Федерации Судебный департамент принял 2572 зданий федеральных судов общей площадью 1574 тыс. кв. метров.

В настоящее время федеральные суды размещаются уже в 3220 зданиях (помещениях) площадью 3004,0 тыс. кв. метров.

Строительство и реконструкция зданий для размещения судов ведется программно-целевым методом. За годы реализации Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы (далее – Программа) для улучшения условий размещения судов было приобретено 179 зданий (сооружений) и 119 зданий (сооружений) – введено в эксплуатацию строительством, реконструкцией.

За указанный период вне мероприятий Программы введено в эксплуатацию 937 зданий (сооружений) после проведения полного капитального ремонта.

В настоящее время Судебный департамент участвует в выполнении мероприятий Федеральных целевых программ "Развитие судебной системы" на 2007-2011 годы и "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 – 2011 годы".

По результатам реализации Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы:

в 2007 году:
построено (реконструировано) и введено в эксплуатацию 30 зданий (сооружений) судов общей юрисдикции общей площадью 79 118,71 кв. метров;
приобретено 17 зданий (сооружений) общей площадью 8 536,2 кв. метров.

в 2008 году:
введены в эксплуатацию строительством (реконструкцией) 20 зданий федеральных судов общей юрисдикции общей площадью 67581,9 кв. метров приобретено 16 зданий федеральных судов общей юрисдикции общей площадью 12229,1 кв. метров.

В 2009 году в рамках указанной программы предусмотрено финансирование 109 объектов капитального строительства, подведомственных Судебному департаменту.

Всего рамках указанной программы предстоит освоить свыше 26 млрд. рублей государственных капитальных вложений, ввести в эксплуатацию свыше 100 зданий судов и приобрести более 50 зданий для размещения судов районного и областного звена, а также достигнуть запланированный целевой индикатор (показатель размера общей площади служебных помещений, приходящихся на одного федерального судью (один судебный состав) – 129,6 кв. метра).

Для более эффективного и результативного использования финансовых ресурсов, выделяемых Судебному департаменту из федерального бюджета на производство ремонтных работ в зданиях (помещениях) судов, разработана аналитическая ведомственная программа "Комплексный капитальный ремонт зданий федеральных судов общей юрисдикции на 2008-2010 годы". Аналитическая программа предусматривает мероприятия, направленные на улучшение эксплуатационных характеристик зданий (сооружений) судов. В рамках Аналитической программы запланирован комплексный капитальный ремонт 400 зданий судов общей юрисдикции.

Что касается Тверской области, то за годы реализации федеральных целевых программ для улучшения условий размещения федеральных судов общей юрисдикции приобретено 7 зданий, выделены средства на строительство и реконструкцию 2 зданий. Введено в эксплуатацию комплексным капитальным ремонтом 4 здания и продолжаются ремонтные работы в 4 зданиях. 


Ведущий: Какие меры предпринимаются для обеспечения безопасности и государственной защиты судей? Правда ли, что в настоящее время проводится работа по обеспечению судей служебным оружием?

Гусев А.В.: Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. N 45-Ф3 "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" решение задач по обеспечению безопасности судей и членов их семей возложено на органы внутренних дел. В зданиях судов безопасность судей и участников судебных процессов обеспечивают судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации.

Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, МВД России и ФССП России, а также их органами в субъектах Российской Федерации осуществляется постоянное взаимодействие по данным вопросам.

Что касается непосредственно Судебного департамента, то он в соответствии с постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 19.10.2006 N 98 реализует мероприятия по оснащению зданий судов техническими системами и средствами защиты: системами видеонаблюдения; охранно-пожарной сигнализацией, выведенной на пульт централизованного наблюдения органов внутренних дел; системами автоматического тушения пожаров; стационарными кнопками тревожной сигнализации в залах судебных заседаний и кабинетах судей и мобильными брелоками тревожной сигнализации, выдаваемые каждому судье; а также другими средствами. На эти цели Судебному департаменту выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета.

Порядок обеспечения судей служебным оружием регламентирован статьей 9 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1575 "О порядке выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия судьям", в соответствии с которыми судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия. Выдачу оружия должны осуществлять органы внутренних дел по месту жительства судьи на основании его личного заявления. Подразделения МВД России в субъектах Российской Федерации располагают в настоящее время необходимым количеством служебного оружия для выдачи всем федеральным судьям, желающим его получить.

Ведущий: Александр Владимирович, хочу поблагодарить Вас за то, что Вы пришли к нам в компанию "Гарант" и подробно ответили на вопросы нашей интернет-аудитории. Спасибо Вам большое!

Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N77-14642).

 

Читать ГАРАНТ.РУ в и