Новости и аналитика Интервью Геодезия и картография обществу

Геодезия и картография обществу


При решении вопроса об ограничениях на координаты географических объектов не должны страдать потребители информации

Об этом на конференции в компании "Гарант" заявил Руководитель Федерального агентства геодезии и картографии Бородко Александр Викторович. Недавно три министра - обороны, экономического развития и транспорта - адресовали Президенту РФ письмо с предложениями о снятии таких ограничений. Г-н Бородко предлагает руководствоваться в этом вопросе принципом обоснованности: заинтересованный орган обязан обосновывать секретность координат по каждому названию. "Мы ставим вопрос о том, - объяснил Александр Викторович, - что топографические карты - координаты для гражданских лиц. Вот основной принцип, который мы ставим во главу угла, когда говорим о том, что необходимо рассекречивать данные".

По оценкам г-на Бородко, законодательную базу в сфере геодезии и картографии ждут изменения. Нужно нормативное, правовое оформление порядка, условий формирования и выполнения финансирования государственного заказа на выполнение геодезических, картографических работ. "Поэтому Закон о географических названиях в настоящее время внесен в изменения на 2006 год, а Закон о геодезии и картографии будет рассматриваться для его изменения в 2007 году", - добавил он.

Отвечая на вопросы интернет-аудитории о наличии технических регламентов в области геодезии и картографии, предусмотренных законодательством, г-н Бородко отметил, что в настоящее время их нет, однако Агентство планирует начать работу по их разработке, их принятие ожидается в 2007 году. С их введением будет отменено лицензирование геодезической и картографической деятельности, а контроль будет осуществляться саморегулируемыми организациями при выборочном государственном контроле.

Подведя итоги первого года работы Агентства, его руководитель обозначил основную задачу на 2006 год: "Нужно оцифровать около 15 тысяч листов карт. Соответственно, нужно отработать технологию обновления с использованием спутниковой аппаратуры".


Интернет-конференция
Руководителя Федерального агентства геодезии и картографии

27 сентября 2005 года в 10-00 мск в компании "Гарант" состоялась интернет-конференция с Руководителем Федерального агентства геодезии и картографии Бородко Александром Викторовичем.

Тема конференции: "Геодезия и картография обществу".

Конференция проводится компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона о СМИ).

В подготовке стенограммы принимал участие журнал "Законодательство".

Ведущий интернет-конференции - Шаманов Евгений Вячеславович (директор по внешним связям компании "Гарант").

Ведущий:

Доброе утро, уважаемые дамы и господа, уважаемая интернет-аудитория. Мы начинаем интернет-конференцию с Руководителем Федерального агентства геодезии и картографии Бородко Александром Викторовичем. Тема сегодняшней конференции: 'Геодезия и картография обществу'.

Александр Викторович, разрешите Вас поприветствовать в компании 'Гарант'.

В настоящее время Роскартография осуществляет свою деятельность в различных направлениях. В соответствии с Положением о Федеральном агентстве геодезии и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2004 г., Федеральное агентство геодезии и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере геодезической и картографической деятельности, а также наименований географических объектов. Федеральное агентство геодезии и картографии находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации.

В ходе интернет-конференции будет рассмотрен круг вопросов, вызывающих наибольший интерес у интеренет-аудитории. Это вопросы, касающиеся не только государственного геодезического надзора, но и проблемы, возникающие при проведении картографических работ, сертификации геодезической, топографической и картографической продукции, а также некоторые аспекты лицензирования геодезической и картографической деятельности.

Стенограмма конференции будет размещена на официальном интернет-сайте Роскартографии www.roskart.gov.ru и интернет-сайте компании "Гарант" www.garant.ru

Александр Викторович, разрешите задать первый вопрос. Каковы наиболее актуальные проблемы существуют в настоящее время в отрасли, которой Вы руководите? Какие действия предпринимает Ваше ведомство для их разрешения? Спрашивает Сергиенко Виталий Игоревич из Тулы.

Бородко А. В.:

В последнее время появляется очень большой интерес по геодезии и картографии. Но это, видимо, не случайно. Почему? Потому что те данные, которые мы производим, сейчас находят достаточно широкое потребление в обществе. Развивается информационная технология, развиваются различные навигационные системы. А без данных о местности, без данных о координатах, информации о местности эти технологии на достаточно высоком уровне продвигать очень сложно. Поэтому последнее время было достаточно много и пресс-конференций, и различных статей на эту тему. Совсем недавно появились достаточно сложные проблемы, которые собираются решать, и мы будем их решать. 29 сентября состоится заседание Правительства РФ, где вторым вопросом стоит вопрос о повышении эффективности геодезической и картографической деятельности в Роскартографии. Как раз в Правительстве мы ставим вопросы и те актуальные проблемы, которые существуют у нас, в Роскартографии, а их, в общем-то, набралось достаточно много. С момента последнего заседания Правительства прошло около 6 лет. Те протокольные решения, которые были приняты в 1999 году, практически выполнены, но, тем не менее, накопились другие проблемы, которые надо решать. Первая - это ведомственная разобщенность. Роскартография всегда выступала и выступает за то, чтобы ведомства использовали единую картографическую основу. Государство отвечает за картографию, это работа федерального назначения, и они должны финансироваться, должны исполняться государством. Впоследствии эти данные должны подвергаться мониторингу, и ими должны пользоваться все производители других работ, будь то кадастровые работы, лесники, геологи, водники, навигационные системы. Дальше развивает каждое ведомство свое, пользуясь единой государственной основой. Сейчас такого нет. Все стоят на одном, в результате излишняя трата денег, а эти деньги в любом случае идут из государственного бюджета либо бюджета Министерства. А Министерство либо субъект Федерации все равно получает деньги из бюджета. Нет инфраструктуры пространственных данных. Если проще сказать - банков данных, которыми может пользоваться любой потребитель по запросу информации по местности того или иного региона. Вопросы секретности. Это вопросы, которые необходимо решать, и решать в ближайшее время, иначе мы достаточно далеко отстанем в вопросах использования космической информации, в вопросах использования навигационных систем, систем позиционирования. Вы знаете, что сейчас запускается российская глобальная навигационная система. Соответственно, если не будут сняты ограничения на координаты географических объектов, будет сложно найти коммерческий сектор этого рынка, а этот рынок очень большой. Вы знаете, сколько сейчас ввозится в Россию спутниковой аппаратуры для определения координат. Эти же вопросы, в общем-то, стоят поперек различным навигационным системам по картографии, как, впрочем, и другие. Правительство своим постановлением определило нормы старения карт, нормы обновления карт, но, к сожалению, деньги на это не выделяются. По Конституции геодезия и картография принадлежит государству (ст. 71 Конституции), однако на регионы эти функции не передаются. Необходимо поддерживать карты в актуальном состоянии, я имею в виду топографические карты, достаточно точные карты, которыми потом пользуются другие структуры, в частности коммерческие. Всю ту продукцию, которую вы видите на рынке в виде атласов, туристических и настенных карт, - это все сделано из точных топографических карт. В Роскартографии накопилось огромное количество фондов. Это фонды картографо-геодезических, топографических материалов. Около 50 миллионов единиц хранения. Такие фонды существуют и в других министерствах и ведомствах. Но, к сожалению, получить для государственных нужд материалы из этих фондов очень сложно. Это тоже ведомственная разобщенность. Сейчас нет информации для обновления топографических карт, информации в виде аэрофотосъемки либо дистанционного зондирования Земли из космоса. Последний аппарат, который летал для картографических или гражданских целей, был запущен в 1999 году, и то его запустили в конце осени - начале зимы. Материалы, которые он привез, были плохие, их было очень сложно использовать, к тому же он был пленочный, а пленочные аппараты живут около 30 дней и сбрасывают капсулу с пленкой. Пленка эта проявляется и, соответственно, начинается ее обработка. Сейчас мы пользуемся оптико-электронными данными, которые сбрасываются с импортных спутников. Мы пользуемся информацией Индии, Израиля, Франции, Соединенных Штатов, скоро корейцы свой спутник собираются запускать. В России подобных аппаратов нет, однако был запущен спутник для дистанционного зондирования, который не по всем параметрам подходит для картографии. Это ряд тех проблем, которые сейчас волнуют Роскартографию, те, которые стоят перед Роскартографией. Они стоят и перед государством.

Ведущий: Шубин Александр из Зеленограда задет вопрос Не могли бы рассказать об основных направлениях научной и научно-технической деятельности Роскартографии?

Бородко А. В.:

Вопрос для Роскартографии достаточно серьезный. Почему? Потому что карты, которые вы видите, создавались на основе научных разработок о теории фигуры Земли, об определении ее параметров. На первый взгляд, это очень просто. В первом приближении Земля - шар, во втором приближении - это эллипсоид вращения, в третьем приближении каждая страна выбирает для себя ориентировку в теле Земли. И в зависимости от того, как подобрана эта фигура относимости к Земле, будет зависеть точность карты и точность всех измерений вообще на поверхности Земли. Соответственно, мы придаем научным разработкам достаточно большое значение. Раньше у нас этим занимался Центральный научно-исследовательский институт, который имел достаточно большой штат. Сейчас число сотрудников уменьшилось, приток молодых специалистов очень маленький, а основные проблемы касаются технологических разработок, технологии выполнения работ. Если раньше мы все делали теодолитом или нивелиром, то сейчас появляется очень много подобных цифровых инструментов. Соответственно, нужно перерабатывать нормативную базу, инструкции и наставления. Развитие, создание новой техники - тоже проблема. Есть зарубежные аналоги, но мы стараемся изготовить и свои приборы тоже. Это нам удается. Исследования в области теории фигуры Земли - это фундаментальные исследования, выполняемые совместно с Академией наук. У нас налаженные отношения с Академией наук, между Академией наук и Федеральным агентством заключен договор. Также мы поддерживаем отношения с вузовской наукой, в частности с Государственным университетом геодезии и картографии, которым руководит Виктор Петрович Савиных, и с Сибирской государственной академией.

Ведущий: Следующий вопрос от Герасимовой Светланы Васильевны из Орла. Уважаемый Александр Викторович! Считаете ли Вы оправданным совмещение в Роскартографии управленческих, контрольных и производственных функций? По Вашему мнению, является ли возможным и целесообразным совмещение в одном органе надзорных функций и функций ведения фонда картографо-геодезических данных?


Бородко А. В.:

Это достаточно серьезный вопрос. Вопрос, решением которого занималась административная реформа. В Указах Президента эти вопросы рассмотрены достаточно подробно. Я считаю, если совмещение функций не приносит вреда, а приносит только пользу, это оправданно. В настоящее время у нас управленческие, контрольные и производственные функции. Да, контрольные функции по закону должны принадлежать федеральному органу исполнительной власти в области геодезии и картографии. Сейчас таким органом является Министерство транспорта, в состав которого мы входим. Как таковых контрольных функций сейчас не существует. Существуют территориальные органы Роскартографии, и в Положении о территориальных органах контрольные, надзорные функции сведены до минимума. А функции надзора и функции ведения фонда картографо-геодезических данных, я считаю, оправданны, и все должно оставаться именно так, потому что тем самым достигается хорошая эффективность ведения фонда картографо-геодезических данных. Ведь фонды картографо-геодезических данных находятся в ведении территориальных органов. А хранение, здесь нельзя путать, функции хранения данных фонда и его ведение осуществляются разными организациями. Наши территориальные органы не обладают большими площадями, а хранимые фонды занимают достаточно много места. Поэтому фонды хранятся в территориальных предприятиях, которые у нас простроены так, что территориальный орган и наше производственное предприятие могут находиться в одном городе. Поэтому фонды хранятся на предприятиях, которые имеют достаточный объем площадей, а распоряжается фондами территориальный орган: то есть выдает разрешение на пользование фондами, следит за обновлением фондов, следит за поступлением материалов в фонды. Это именно территориальный орган. Поэтому я считаю, что здесь нет ничего плохого, это только улучшает координацию работ. Почему? Потому что в территориальный орган обращаются все производители работ на местах. Естественно, если у нас территориальный орган, который регистрирует работы, дает разрешение на работы и выдает лицензии на выполнение работ, будет один, а фондом будет заниматься другой. Но это, во-первых, увеличение численности государственные служащих. Это опять неразбериха. Незнание того, что имеется в фондах, а чего в них нет. Это опять будет исполнитель работы ходить, как говорится, от Понтия к Пилату. У нас сейчас отрабатывается система одного окна: получил координаты, получил информацию о картах, получил информацию, где их можно взять, в каком они состоянии находятся, выписал разрешение, оплатил - и не надо никуда ходить в разные концы города.

Ведущий: Александр Викторович, следующий вопрос пришел из Воронежа от Камышева Николая. Как Вы оцениваете деятельность Федерального агентства геодезии и картографии в 2005 году? Какие основные задачи определены Вами как руководителем агентства для решения в 2006 году?

Бородко А. В.:

Я оцениваю деятельность Федерального агентства геодезии и картографии за то время, когда оно было создано, а создано оно было только лишь год назад. На деле его формирование закончилось где-то в сентябре. За это время мы провели очень много совещаний, межведомственных совещаний с федеральными органами исполнительной власти, совещаний с силовым блоком по вопросу обеспечения силового блока. Мы провели совещание с коммерческим сектором о дальнейших работах. Было многое заслушано на коллегиях руководства. Мы сформировали план на 2005 год, наметили пути решения проблем. Конечно, хочется, чтобы лучше работали, это естественно. Как у любого руководителя, у меня всегда есть неудовлетворенность работой центрального аппарата, территориальных органов, производственных предприятий. Но в целом я оценил бы работу Роскартографии за прошедший год на "удовлетворительно". Ну а те проблемы, про которые я говорил в первом вопросе, они поставлены в 2006 году. Основной задачей на 2006 год является перевод всех наших бумажных носителей карт масштаба 1:100000 в цифровой вид. Это очень большая работа, это нужно оцифровать около 15 тысяч листов карт. Но мало того, что их нужно оцифровать, поставлена также задача их обновления. Для того чтобы эта информация появилась в Интернете, появилась в продаже и чтобы за эту информацию не было стыдно, чтобы ее не ругали. Поэтому эта задача поставлена на 2006 год как основная производственная задача, которую необходимо выполнить. А соответственно, нужно отработать технологию обновления с использованием спутниковой аппаратуры, и, соответственно, предприятия должны закупить такую аппаратуру, подготовить плацдарм для ее использования, для рекламы этой продукции. Конечно, необходимо активизировать работу по разработке нормативно-технической документации, технических регламентов и работу над законопроектами. Для исполнения протокольного решения, которое будет принято на заседании Правительства, нам тоже потребуются достаточно большие усилия.

Ведущий: Вопрос от Шунгина Владислава из Коломны. Анализируя деятельность Федеральных органов исполнительной власти, пытаясь оценить эффективность, всегда интересно сравнивать с какими-то западными аналогами. Изучается ли Вами опыт деятельности аналогичных служб в западных странах? В чем, на Ваш взгляд, принципиальное отличие Федерального агентства геодезии и картографии от западных служб?

Бородко А. В.:

Раз в два года в Кембридже проходят совещания руководителей геодезических служб со всего мира. Там собираются представители примерно из ста стран. Там обмениваются мнениями о тех или иных проблемах, об устройстве, о том, как вести себя и как быть дальше. Кроме того, ассоциация Еврогеографика, объединяющая руководителей национальных картографических организаций стран Европы, проводит ежегодные конференции. Последняя конференция проходила в Рейкьявике буквально полмесяца назад. На данной конференции ставились вопросы развития геодезии и картографии в Европе. Надо сказать, что принципиального отличия Федерального агентства геодезии и картографии от аналогичных служб на Западе нет. Вопросы, которые мы поднимаем, стоят и там. Еще хочу сказать, что служб, занимающихся только геодезией и картографией, в мире насчитывается около ста. Единственное, на наш взгляд, отличие состоит в том, что нам приходится доказывать государству, что геодезия и картография государству нужна, необходима и без нее государство существовать не может. Не должна карта выглядеть как лоскутное одеяло, должна быть единая координатная основа страны, нужны фундаментальные исследования, должна быть в порядке граница, необходимо, чтобы кто-то следил за Антарктидой. А ведь Роскартография обязана выполнять работы и в Антарктиде. Нам приходится это доказывать, а в Европе это все уже достаточно хорошо понимают. В Европе сейчас особенно остро стоит вопрос с единой основой. В Европе не могут навигационные карты стыковать из-за разных форматов, ну они стыкуют их, конечно, потому что на приемнике едут и проезжают, дорога начинает в другую сторону упираться. Это очень большая проблема, они сейчас проблему эту обсуждают. Именно создание единой основы под всю Европу. А сделать это очень сложно, потому что у всех разные стандарты, разные требования, разные нормативы и к тому же разные масштабы. В России эта проблема практически решена.

Ведущий: Из Горно-Алтайска пришел следующий вопрос. Александр Викторович, готовится ли акционирование ГУПов Роскартографии?

Бородко А. В.:

Да, мы рассматриваем этот вопрос по акционированию наших ГУПов. Но надо сказать, что в России до настоящего времени - за 15 лет - подобных унитарных предприятий или подобных акционерных обществ, которые выполняли бы весь комплекс работ, не появилось. Есть организации, имеющие достаточно хороших специалистов, но выполняющие чисто узковедомственную направленность. В тех работах, которые Роскартография выбрасывает на тендеры, частные структуры не так много участвуют. Они участвуют, допустим, в создании атласов какой-то дорожной тематики, но в полном цикле работ, который проводится предприятиями Роскартографии, нет. Поэтому обеспеченность ГУПов Роскартографии бюджетом - это 20%. Это те показатели, которые они выигрывают на тендерах, остальное они находят на рынке. Остальная работа - это работа для министерств, ведомств, муниципалитетов, субъектов различных коммерческих организаций. Поэтому практически они сами себя обеспечивают. Если учитывать, что рентабельность бюджетных работ составляет примерно 5%, то я не уверен, что какая-то коммерческая организация возьмется выполнять такие работы, при этом цикл выполнения работ - 1-2 года. Это не быстрые деньги, это достаточно долгая "песня". Данные вопросы мы рассматриваем. Мы не хотим вреда для тех предприятий и для системы, которая сохранена в полном объеме. ГУПы в достаточно хорошем состоянии, они хорошо оснащены техникой, имеют хорошие производственные помещения, к сожалению, в центре городов. А если учесть, что это достаточно старинные, мощные здания, то их могут скупить очень быстро. Это самая большая проблема.

Ведущий: Александр Викторович, поступил вопрос от Игоря Венгерова из Владивостока. Какие дополнения и изменения, на Ваш взгляд, должны быть внесены в законодательную и нормативно-правовую базу в данной области?


Бородко А. В.:

Федеральный закон о геодезии и картографии принят в 1995 году. В него были внесены изменения, однако в настоящий момент отдельные его положения не соответствуют уровню и динамике социально-экономического развития страны. В нем не отражен в достаточной степени механизм государственного регулирования геодезической и картографической деятельности. Данный закон недостаточно ориентирован на рыночные отношения, в нем не раскрыты положения по осуществлению исполнительных, распорядительных, разрешительных функций государства. В этом законе необходимо менять статью 5, 8, изменить пункт 4 в статье 9 и исключить пункты 3,4, а в статье 8 абзац первый. Возникли проблемы с реализацией закона, касающегося географических объектов, принятого в 1997 году. В действующем положении о Роскартографии не закреплены положения о специальном уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области наименования географических объектов. Что противоречит вышеназванному закону. В свою очередь, не определены полномочия Министерства транспорта в сфере наименований географических объектов. Кроме того, закон требует корректировки. Требуется нормативное, правовое оформление порядка, условий формирования и выполнения финансирования государственного заказа на выполнение геодезических, картографических работ. Поэтому Закон о географических названиях в настоящее время внесен в изменения на 2006 год, а Закон о геодезии и картографии будет рассматриваться для его изменения в 2007 году.

Ведущий: Житников Алексей из Санкт-Петербурга интересуется. 28 июня 2005 года состоялось заседание коллегии Министерства транспорта Российской Федерации, где рассматривались вопросы, касающиеся состояния нормативно-правового регулирования деятельности гражданской авиации, геодезии и картографии. Александр Викторович, расскажите подробнее о том, на какие вопросы и проблемы в области геодезии и картографии акцентировалось внимание на коллегии?

Бородко А. В.:

На коллегии рассматривался вопрос о регулировании гражданской авиации, геодезии, картографии. А первый вопрос касался навигационного, топографо-геодезического обеспечения. Другие вопросы затрагивали нормативно-правовое регулирование и порядок формирования, выполнения и финансирования государственного заказа. Мы ставим этот вопрос - почему? Я в самом начале говорил о том, что у нас очень много выполняется работ различными министерствами, но, если был бы единый государственный заказ, можно было бы не ходить по одному и тому же месту несколько раз. Проблема создания инфраструктуры пространственных данных приобрела общегосударственный характера, на что Министерство экономического развития обращает внимание. Этот вопрос был отработан в 2004 году на государственной комиссии, и было рекомендовано внести его в Правительство по отработке инфраструктуры пространственных данных. Данный вопрос рассматривала комиссия, которая состояла из большого количества ведомств. Но административное реформирование практически застопорило этот процесс. Сейчас мы его в четвертом квартале совместно с Министерством обороны и Министерством экономического развития вносим в Правительство. Также существуют проблемы в выпуске нормативно-технических документов, тех постановлений Правительства, которые были ранее приняты. Сюда можно отнести вопросы обеспечения доступа к информации, пользование фондами, предоставление сведений об информации. Сведения об ограничении на доступ к информации, нормативных документов, регламентирующих порядок получения пространственной информации, и многие другие вопросы рассматривались на этой коллегии.

Ведущий: Иванов Владимир из Липецка спрашивает. Александр Викторович, недавно утверждено положение о Консультативном совете при Роскартографии по вопросу распоряжения исключительным правом РФ на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии. Расскажите, пожалуйста, для каких целей создается этот совет, каковы его задачи, функции, полномочия, кто войдет в его состав?

Бородко А. В.:

Действительно, 25 июня 2005 года создан Консультативный совет по вопросам распоряжения исключительным правом РФ на результаты интеллектуальной деятельности. В этот совет вошло около двадцати организаций: государственные, научные, коммерческие. В совете участвуют всего около пятидесяти человек. Так, 1 сентября я утвердил Положение о совете. С этим Положением вы можете ознакомиться на сайте Роскартографии и почитать, для каких целей он создан. Это совещательный орган, который должен давать предложения по выработке различных нормативно-технических документов в области интеллектуальной собственности.

Ведущий: Гнеушева А.Е. из Санкт-Петербурга задала такой вопрос. Какой принцип должен быть положен в основу определения государственной тайны в области пространственных данных?

Действительно, у меня дома есть карта Москвы где-то середины 1970-х годов, где, наверное, пятая часть покрашена таким равномерным серым цветом (промышленная зона). Известно, что крупномасштабные карты раньше были запрещены, может быть, и сейчас, для распространения. Говорят, даже умышленно вносились искажения какие-то в карты, которые распространяются, чтобы сохранить государственную тайну.

Бородко А. В.:

Вопрос серьезный. Вы знаете, что совсем недавно три министра - министр обороны, министр экономического развития и министр транспорта подписали письмо на имя Президента о снятии ограничений на координаты географических объектов. Роскартография и Министерство транспорта выступают с принципом обоснованности. Если я не могу обосновать те секретные данные, которые считаются топографической картой секретными, если не могу обосновать секретность координат, я не должен их засекречивать. Значит, засекречивать их должен тот, кто их обосновывает. И, соответственно, он должен решать вопрос, как хранить эти секреты и как не допускать эти секреты на рынок, для использования его в обыденной жизни. И при этом не должен страдать обыкновенный потребитель этой информации. Потребитель продукции, которая делается на основании топографических карт. Поэтому мы ставим вопрос о том, что мы считаем, что топографические карты - координаты для гражданских. Таким образом, мы не можем обосновать секретность этих данных. Вот это основной принцип, который мы ставим во главу угла, когда говорим о том, что необходимо рассекречивать данные, что необходимо давать доступ к этим данным широкого круга. Секретные данные - да, пожалуйста, мы можем сделать слой секретных данных, забирайте их, храните у себя. Мы гражданское ведомство и должны делать для экономики больше продукции.

Ведущий: Самарина Ольга Владимировна из Серпухова интересуется. Александр Викторович! Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование геодезической и картографической деятельности прекращается со дня вступления в силу технического регламента, устанавливающего обязательные требования к лицензируемому виду деятельности. Какие уже технические регламенты существуют, будут ли разрабатываться новые, кто этим занимается и когда предположительно они будут приняты?


Бородко А. В.:

Надо сказать, что с введением технических регламентов будет отменено лицензирование геодезической и картографической деятельности. Создание технического регламента денежное дело, на него государство выделяет деньги. Мы неоднократно обращались с просьбой о том, чтобы включить нас в разработку технического регламента на 2006 год, но, к сожалению, сейчас там существует 10 технических регламентов, и Минпромэнерго занимается этим. Они нас поддержали, однако в Правительстве решили, что пока наш регламент не горит, его можно перенести с 2006 на 2007 год. В таком внеплановом порядке мы будем разрабатывать технический регламент в 2006 году. Там будет несколько технических регламентов. Пока регламентов нет, этим вопросом только начинаем заниматься. Официально они будут приняты в 2007 году, если мы выступим с таким инициативным порядком в 2006 году. На данный момент я не могу сказать, как будет обстоять дело с этим регламентом.

Ведущий: Александр Викторович, из Санкт-Петербурга Побегайло Анатолий прислал конкретный вопрос. Как Вы считаете, лицензирование картографической и геодезической деятельности в России должно иметь заявительный или разрешительный характер? Если заявительный, то как должен быть построен контроль за действиями лицензиатов?

Бородко А. В.:

Я думаю, что с 2007 года лицензирование отомрет, когда будут введены технические регламенты. Нужно будет просто выполнять работу в соответствии с техническим регламентом, с теми требованиями, которые будут там написаны. Поэтому заявительного или разрешительного характера как такового он носить не будет. А контролировать все это будут саморегулируемые организации, в которых вы будете состоять все. Если не в штате, то вы будете объединены в саморегулирумые организации, и уже они будут нести за вас ответственность. Таким образом, вас будут контролировать не государственные органы, а саморегулируемые организации. Конечно же, контроль государства все равно будет, но он будет выборочный для того, чтобы та или иная саморегулируемая организация смогла навести порядок в своих рядах.

Ведущий: Следующий вопрос от Васильева Дмитрия из Краснодара. Александр Викторович, с какими нарушениями авторских прав на результаты топографо-геодезических работ приходится сталкиваться Роскартографии и какие в настоящее время существуют механизмы, позволяющие бороться с нарушениями в этой сфере?

Бородко А. В.:

В основном нам сейчас приходится сталкиваться с нарушением авторских прав в области интеллектуальной собственности. Используется очень много топографических карт, которые получены нелегитимно, то есть получены из какого-то источника, который не имел их права выдавать. На основе этих оригиналов или на основе этих материалов изготавливается производная продукция. И, соответственно, происходит нарушение именно авторских прав, государственных авторских прав. Потому что авторские права на созданные карты и другие документы принадлежат государству. Соответственно, и наши территориальные органы отслеживают вопросы нелегитимного, незаконного использования исходных материалов для создания побочных продуктов. За половину этого года возбуждено где-то около 30 судебных дел. Некоторые судебные дела заканчиваются мировыми соглашениями. У отдельных организаций отзываются лицензии на определенное время до исправления нарушений. Но в основном это судебные дела. И судебные дела выигрываются. Некоторые даже на миллионы, другие - на небольшие суммы. Но вопрос этот сейчас очень активно и оперативно отслеживается нашими территориальными органами.

Ведущий: Вопрос задает Завьялов К.Ю. из Саратова. Распространяется ли авторское право на информацию о положении и свойствах пространственных, отображаемых на топографических картах?

Бородко А. В.:

Я уже говорил, что авторское право существует только на исходный материал. Если вы определили по той же самой карте ширину дороги либо еще какие-то характеристики, это является уже вашей собственностью и, соответственно, авторские права принадлежат вам со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Ведущий: Вопрос от Сурикова Эдуарда из Уфы. Можно ли топографические карты считать произведениями науки?


Бородко А. В.:

Мы никогда не задумывались над этим. В начале я сказал о том, что, прежде чем появилась топографическая карта, было выполнено очень много научных исследований. Если вы читали или занимательную геодезию, или обучались, то вы должны знать о том, что еще Петр I в 1700 году приказал сделать чертеж земли Сибирской, и этот чертеж сделал купец Ремизов. Он зарисовал земли от Тобольска чуть ли не до Новосибирска. Там действительно были рисованные карты. Сейчас этот атлас издан, он очень интересный. Там просто рисовали, эта карта была нарисована как картина. В последующем изменялась техника, изменялась технология, приходили новые методы. Начали выполнять измерения координат в начале по звездам, сейчас выполняют измерения по спутникам, также и техника менялась. Кроме того, менялось представление о планете, уточнялась фигура Земли и, соответственно, карты. Они также трансформировались от рисунка до точного с метрической точки зрения чертежа. Информации достаточно много, поэтому судите сами, можно ее считать произведением науки или нельзя.

Ведущий: Вопрос от Вавилина Александра из Москвы. Уважаемый Александр Викторович, когда, наконец, начнет официально действовать система глобального позиционирования в России? В хорошем европейском автомобиле на экране навигации подробная карта Европы, а после восточной границы Польши серое пятно! Обидно, создается впечатление, что в нашей стороне никто и не живет!

Бородко А. В.:

Да, я согласен, действительно обидно, обидно за нашу страну, обидно за то, что мы отстаем в области навигационного обеспечения, обыкновенного бытового навигационного обеспечения обыкновенных людей. Проблемы, которые я затронул, это, в частности, и режимность. Когда заработает у нас система глобального позиционирования в России? Она и сейчас работает. В настоящее время на орбите находится 12 спутников и, можно сказать, практически вся территория РФ обеспечена своей автономной системой позиционирования. Эта система называется "ГЛОНАСС". По миру пока получаются дырки, в некоторых местах надо ждать где-то по 2-3 часа. Для того чтобы не ждать, нам нужно запустить 24 спутника (18 плюс 6 запасных), тогда можно будет в любую секунду получать координаты. Этими вопросами занимается Федеральное космическое агентство. Я знаю, что сейчас достаточно активно работы идут по развертыванию нашей отечественной системы глобального позиционирования. А то, что у нас не очень хорошее состояние с навигацией, даже взять в простом смысле для автомобилистов, это действительно обидно. Я думаю, что в ближайшее время, в 2006 году, мы постараемся сдвинуть этот вопрос с мертвой точки и многое решить для того, чтобы нам не было стыдно за страну.

Ведущий: Благодарим Вас, Александр Викторович, от лица присутствующей аудитории, от имени компании "Гарант" и от всей интернет-аудитории за интереснейшие ответы на вопросы. Спасибо всем за внимание.

Бородко А. В.:

Я, со своей стороны, хочу поблагодарить компанию "Гарант" за представившуюся возможность провести эту конференцию с различными регионами России. Спасибо.

Читать ГАРАНТ.РУ в и