Новости и аналитика Интервью Закон о госзакупках опережает время

Закон о госзакупках опережает время


Правонарушения чиновников составляют 52 процента дел ФАС

За последнее десятилетие число правонарушений чиновников в сфере антимонопольного законодательства выросло в три раза. Более половины всех дел, которые ведет Федеральная антимонопольная служба (ФАС), связаны с коррупцией чиновников - такие цифры озвучил глава ФАС Игорь Артемьев во время интернет-конференции в ИА "ГАРАНТ".

"В связи с принятием нового закона о госзакупках атаки на нас со стороны коррумпированных чиновников будут продолжаться и усилятся. Они уже усилились на уровне наших территориальных звеньев, в том числе со стороны органов местного самоуправления, отдельных губернаторов, криминальных структур, которые иногда связаны с государственными чиновниками", - заявил Артемьев.

Правительство возложило на ФАС функцию контроля над исполнением закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", вступившего в силу с 1 января 2006 года. По словам главы ФАС, в связи с этим нагрузка на службу возрастет как минимум вдвое. Контрольная деятельность начнется во втором полугодии: в основном это будут рейды с проверкой контрактов и электронных систем. "Во всяком случае, в 2006 году это не будет чем-то ужасным для заказчиков, скорее, это будут добрые беседы о том, как улучшить работу", - пояснил Артемьев.

Продолжая тему правонарушений в сфере антимонопольного регулирования, Артемьев коснулся вопроса о так называемых реестрах недобросовестных заказчиков и исполнителей. "Пока такого реестра не существует, но Федеральная антимонопольная служба будет его вести. В него попадут те, кто нарушит новый закон о госзакупках. Это довольно жесткая мера, и мы с ней не торопимся", - отметил в заключение руководитель ФАС.

Закон о госзакупках опережает время

Болезнями роста назвал трудности правоприменения нового закона о госзакупках руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев в ходе интернет-конференции, организованной 3 апреля информационным агентством "ГАРАНТ". "Очень важно, что этот закон не копирует аналогичные законы других стран. Со временем многие страны будут ориентироваться на нас", - подчеркнул глава ФАС.

Высказывая свою позицию относительно Федерального закона N 94-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2006 года, Артемьев отметил, что главное в нем - доступность для различных организаций, включая предприятия малого бизнеса, государственного заказа, снижение административных барьеров, усиление конкуренции и борьбы за госзаказ. "В конечном итоге все это приведет к серьезному снижению стоимости госзакупок. Экономия составит до 5 миллиардов долларов в год - для сравнения, такова стоимость всей реформы образования на ближайшие пять лет".

Одним из постулатов нового закона является прозрачность и открытость информации, которую должен обеспечить специализированный интернет-ресурс zakupki. gov. ru. По словам Артемьева, этот сайт зарегистрирован как официальный и сейчас он только начинает свою работу. На едином интернет-ресурсе будет размещена информация по каждому муниципалитету всех субъектов РФ. "Для всех предприятий России, в том числе для предприятий малого бизнеса, будет удобно на одном портале обнаружить практически все объявления о госзакупках огромной страны", - отметил Артемьев.



Интернет-конференция
Руководителя Федеральной антимонопольной службы
Артемьева Игоря Юрьевича

3 апреля 2006 г. в 10:00 в компании "Гарант" состоялась интернет-конференция Руководителя Федеральной антимонопольной службы Артемьева Игоря Юрьевича.

Тема конференции: "Практика ФАС России при осуществлении контроля за исполнением законодательства о госзакупках".

Интернет-конференция проведена компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

В подготовке стенограммы принял участие журнал "Законодательство".

В конференции приняла участие заместитель директора по внешним связям компании "Гарант" Комарова Татьяна Юрьевна.

Ведущий интернет-конференции - Шаманов Евгений Вячеславович (директор по внешним связям компании "Гарант").

Ведущий:

Доброе утро, уважаемые дамы и господа! Доброе утро, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем интернет-конференцию с Руководителем Федеральной антимонопольной службы Артемьевым Игорем Юрьевичем. Здравствуйте, Игорь Юрьевич, приветствуем Вас в стенах компании "Гарант". Тема сегодняшней конференции звучит так: "Практика ФАС России при осуществлении контроля за исполнением законодательства о госзакупках". Эта тема вызвала очень живой интерес интернет-аудитории, и на нашем сайте собрано очень много вопросов. И вопросы, конечно, связаны не только с темой интернет-конференции, они несколько шире. С 1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В целях реализации данного закона Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных" было установлено, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, является Федеральная антимонопольная служба.

Федеральная антимонопольная служба, как контрольный орган, теперь имеет достаточно широкие возможности. Так, например, новый закон позволяет проводить плановые и внеплановые проверки в случае поступления заявления о нарушении конкурсных процедур, выносить госзаказчикам предписания, приостанавливать конкурсные процедуры, а также передавать материалы в суд и прокуратуру.

Помимо этого, Федеральный закон кардинально меняет процедуры госзакупок. Устанавливается единый порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, под которыми понимаются определенные потребности, необходимые для осуществления функций РФ или решения вопросов местного значения, финансируемые за счет бюджетов соответствующего уровня и внебюджетных источников. Выделяется два способа размещения заказов: путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона и без торгов. Ряд положений закона направлен на обеспечение защиты прав и законных интересов участников размещения заказов.

В ходе интернет-конференции Руководитель Федеральной антимонопольной службы ответит на вопросы интернет-аудитории о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд.

Ведущий: И один из первых вопросов задает Макарова Елена из Пятигорска. Существует ли необходимость устранения противоречий в законодательстве о закупках для государственных и муниципальных нужд в связи с принятием нового закона?

Артемьев И.Ю.:

Спасибо большое. Но, если позволите, я тоже небольшое введение хотел бы сделать перед ответом на первый вопрос. Очень кратко. Я отношу себя к той части аудитории, которая считает, что закон хороший. Я полагаю, что он во многом опережает свое время, и в этом достаточно большие трудности правоприменения, которое складывается сегодня. Но это все, на мой взгляд, болезни роста. Когда мы сможем добиться, наконец, выхода и нормативных актов правительства и когда мы попробуем в 2006 году впервые применить этот закон, я имею в виду всех участников госзакупок, всех государственных заказчиков, то я думаю, что и очень большие суммы будут сэкономлены для бюджетов всех уровней. И увеличится прозрачность, и уменьшатся взятки, которые при госзакупках, это не секрет, недобросовестные чиновники берут, и во многом станет лучше. Очень важно, что мы с этим законом не стали копировать какие-то образцы аналогичных законов в Европе, или в Северной Америке, или в Латинской Америке, а, в общем, пошли своим путем. Это мой взгляд на проблему при всей, иногда справедливой, критике к этому закону, и со временем очень многие страны будут ориентироваться на нас. Потому что главный критерий, главное, что в новом законе сегодня есть, - это доступность различных предприятий, организаций, включая предприятия малого бизнеса, к государственному заказу, снижение административных барьеров, усиление конкуренции и борьбы за госзаказ (это очень важно). И в конечном итоге это приведет к серьезному снижению цены по сравнению с тем, что было раньше. Мне кажется, это очень важно. Теперь что касается первого вопроса по поводу необходимости устранения противоречий в законодательстве. Мы ведем такую работу и на уровне центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, и на уровне территориальных управлений. Дело все в том, что все субъекты Российской Федерации, муниципалитеты должны привести свои законодательные акты и акты местного самоуправления в полное соответствие с 94-м законом. В настоящее время мы практически завершили проверку того, внесены ли соответствующие изменения в законодательство субъектов Российской Федерации, и докладываем вам, что примерно 30 субъектов еще этого не сделали. И мы, соответственно, обратились к ним с предложениями, а в некоторых случаях - уже и с предписаниями, такие изменения внести. Вот такая работа сейчас проводится. Я думаю, она будет завершена в ближайшие месяца два - три.

Ведущий: Уважаемый Игорь Юрьевич! В феврале вышло постановление Правительства о том, что все заказы на товары, выполнение работ и оказание услуг должны размещаться на специализированном интернет-ресурсе zakupki.gov.ru. Насколько я понимаю, на этом ресурсе обязаны размещать свои заказы все госзаказчики, однако размещенных заказов там совсем немного. Многие госструктуры знать не знают о новом ресурсе и своих обязанностях и размещают либо на старом сайте МЭРТ либо еще где-то. Таким образом, нарушается последовательность процедуры. Кроме того, назначено несколько ответственных за работу по ресурсу, и это, как показала практика, лишь размывает ответственность. Скажите, когда в данном вопросе будет наведен порядок? Какие меры планирует предпринять ФАС для скорейшего разрешения данной ситуации? Спрашивает Анатолий из Казани.

Артемьев И.Ю.:

За этот интернет-ресурс отвечает Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, и, как вы, наверное, знаете, этот портал создается как единый портал государственных заказчиков в России. Через короткое время там должны появиться странички всех муниципалитетов всех субъектов РФ, федеральных заказчиков, чтобы не надо было бегать по всему Интернету или по бесчисленному количеству газет и искать объявления о различных конкурсах. Это тоже требование нового закона. Я думаю, что вы согласитесь с тем, что для всех предприятий в России, в том числе и для предприятий малого бизнеса, будет очень удобно на одном портале обнаружить практически все объявления о госзакупках целой огромной страны. А раньше нужно было бегать и искать какие-то газеты, которые выходили тиражами в два экземпляра, или выходили тиражом в 100 экземпляров и тут же изымались из типографии, шли под нож и уничтожались, так, чтобы никто о каком-то конкурсе вообще никогда не узнал. Махинаций в этой сфере с офертой было огромное количество, в том числе махинаций криминального характера. Сейчас благодаря Всемирной паутине мы с вами будем свидетелями того, как предприниматель из Владивостока фактически получит информацию о проводимом конкурсе одновременно с предпринимателем из Москвы и сможет организовать подачу своей заявки. Вот эта та самая открытость, прозрачность, усиление конкуренции, которая приведет, несомненно, и к снижению стоимости госзакупок, а значит, и к экономии огромных государственных ресурсов на проведение реформ в области образования, культуры, военной реформы и в социальной сфере. Я в целом должен сказать и привести эту цифру, что, по оценкам экспертов (не нашим оценкам), новый закон, если удастся добиться его применения в том виде, в каком он сейчас сформулирован, сэкономит в ежегодном выражении до пяти миллиардов долларов США. Это цифра, которую я не устаю повторять. Мне кажется наиболее понятным сравнением то, что это стоимость всей реформы образования на ближайшие пять лет. Чтобы вы понимали, о каких цифрах мы сегодня разговариваем. Но, как всегда, у нас все происходит не так хорошо в жизни, как хотелось бы. То, что касается упомянутого сайта, он только-только начал свою работу. Правительство РФ с некоторым опозданием, примерно на месяц - полтора, утвердило его в качестве официального сайта Правительства РФ. Соответственно, это требовало времени, нормативная база в целом сегодня еще по закону не принята и будет принята в ближайшие два - три месяца. Ключевую роль здесь играет Минэкономразвития России, но мы сейчас тоже привлекаемся для этой работы, поэтому все у нас со временем будет хорошо, переживать не надо.

Ведущий: К основным направлениям деятельности ФАС относится не только контроль над товарными и финансовыми рынками, но и отслеживание нарушений в области государственных закупок. Контроль над госзакупками - очень тяжелая ноша и, возможно, осложняет исполнение Ваших прямых обязанностей. Отчего Вы все же решили взять это на себя? И как дополнение - каков процент махинаций в этой области? Этот вопрос прислал Игнатов Арсений из Истры. И еще вопрос из Москвы от Ермакова Василия Александровича. Уважаемый Игорь Юрьевич! 94-ФЗ возложил на Вашу службу колоссальный объем дополнительной работы. Уже сейчас известны факты, что УФАС не успевают рассматривать жалобы в предусмотренный законом срок. Более того, некоторые УФАС перекладывают ответственность за оповещение участников размещения заказов на заказчика. Какие шаги делает Ваша служба для того, чтобы в условиях дефицита квалифицированных кадров все-таки исполнять возложенные функции в полном объеме?

Артемьев И.Ю.:

Я хотел бы сказать, что в Правительстве РФ не существует таких особенностей работы, когда кто-то хочет на себя что-то взять и берет это, другой - не хочет и говорит: 'А я не буду!' Значит, такая ситуация была изначально исключена. Более того, мы полагали, что эту функцию передадут Росфиннадзору, КРУ Минфина - старое название этой замечательной организации, квалифицированной организации, которая, предполагалось, будет осуществлять функции надзора за госзакупками. Но очень скоро выяснилось, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Росфиннадзор обязан проверять целевое использование средств. То есть наши уважаемые коллеги из Росфиннадзора согласно законодательству будут работать с нами плечом к плечу, будут заниматься исследованием, на те ли цели, которые предусмотрел бюджет, были направлены деньги. А что касается самой процедуры госзакупок, то возник вопрос: кто же мог бы этим заниматься и какой орган? И этот орган заведомо должен был бы иметь по всей России и соответствующую сеть территориальных органов, потому что во всей необъятной нашей родине нужно проводить контроль за госзакупками. И Правительство РФ остановило свой выбор на нас. Для нас это означает, что мы должны контролировать примерно около двух миллионов закупок в стране в год. Но даже если представить, что только в 10% случаев есть нарушения (а вы сами каждый по своему усмотрению эту цифру можете себе представить, на самом деле обычно больше 10%), то даже в этом случае мы должны рассмотреть документацию и вынести свой вердикт примерно в двухстах тысячах случаев. Но для справки, чтобы вы понимали, у нас работает сейчас в системе на всю страну вместе с территориальными органами две тысячи человек. Кроме того, закон установил такую норму по срокам рассмотрения - мы должны все рассмотреть и вынести свой вердикт, причем мы делаем это коллегиальным органом, комиссией, чтобы исключить злоупотребления, в пятидневный срок. А теперь спросите сами себя: часто ли вы, обращаясь, если вы когда-то обращались, в органы власти, через пять дней получали ответ? Думаю, что мало кто из вас помнит такую ситуацию, чтобы вы за пять дней получали ответ. А теперь сопоставьте эти цифры - 200 тысяч, пять дней, 2000 человек, и вы поймете, что фактически нагрузка на Федеральную антимонопольную службу увеличилась, по меньшей мере, в два раза. По меньшей мере: А на самом деле гораздо больше. Что касается пяти дней, я хочу вам сказать: по нашим данным, в 90% случаев мы умудрились выдержать пятидневный срок. То есть в 90% случаев мы все умудряемся сделать за пять дней, что, наверное, всех удивляет. Как мы это делаем, я сам не знаю. Но сегодня еще, наверное, поток жалоб все-таки не такой большой. Что позволяет нам эти сроки выдерживать. Но вообще, конечно же, нужно будет готовить некоторые корректировки закона в следующем году, уже в 2007 предусмотреть, чтобы этот срок был хотя бы дней 8-10, потому что даже с точки зрения движения почтовых отправлений это очень маленький срок. Мы вынуждены сейчас с помощью телеграмм общаться с нашими уважаемыми заказчиками, чтобы эти сроки выдержать. А это, вообще говоря, дорогая почтовая услуга.

Ведущий:

Спасибо большое. Можно все-таки уточнить, кроме корректировки сроков что-нибудь еще планируется предпринимать, чтобы выполнить возложенную на ФАС России функцию?

Артемьев И.Ю.:

Мы, конечно же, обратились в Правительство РФ с тем, чтобы нам были выделены дополнительные средства, например, на информатизацию. Нам необходимо совершенствовать электронный обмен и стремится к электронному документообороту, например, с нашими территориальными управлениями. Представьте, из нашего Приморского или Хабаровского управления сколько будет идти почтовое отправление до нас? И как мы можем общаться, опять же, в режиме этих же пяти дней? Все становится невозможным. Поэтому у нас кое-что было сделано до этого заранее, но мы хотели бы очень серьезно изменить отношение к информатизации и к общению с помощью интернет-ресурсов. Это одна из причин. И, конечно же, мы считаем, что некоторое количество дополнительных штатных единиц нам понадобится при таком объеме нагрузки, который у нас возрос, это бесспорно. Замечу, что Минэкономразвития России лишь рассматривало вопросы разрешения закупок у единственного источника, так называемых закрытых конкурсов и т. д. Фактически, не имея вот этой федеральной сети, контроль в том объеме, в котором требует закон от нас, не осуществлялся вообще. Это значит, что мы вообще сейчас заняты не продолжением того, что было раньше, а просто совершенно новой программой, совершенно новым мероприятием, которое до нас не делал никто. Поэтому для этого еще понадобятся, я бы так сказал, молодые и не очень молодые люди с хорошей головой, которые могли бы к нам прийти и помочь решить все наши задачи при нашей заработной плате.

Ведущий: В соответствии со ст. 17. закона N 94-ФЗ контроль за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов осуществляется путем плановых и внеплановых проверок. Кто разрабатывает и утверждает план проверок? ФАС России назначен уполномоченным органом по контролю за госзакупками совсем недавно. Проводились ли уже какие-либо плановые проверки? На какие аспекты при проведении проверок территориальные органы ФАС будут обращать внимание? Вопрос задала Зимина Татьяна из Санкт-Петербурга.

Артемьев И.Ю.:

Понятно. Я должен сказать, что сейчас мы работаем, в первую очередь, по жалобам и обращениям. Мы сейчас еще пока никаких проверок не проводили, потому что сами находимся в состоянии поиска своего пути и оптимизации наших действий в связи с 94-ФЗ. Хочется еще раз подчеркнуть, так же как и для многих заказчиков, для нас определение Федеральной антимонопольной службы главным контролером в этой области было достаточно неожиданным. Мы сейчас, в первую очередь, понимаем, что должны ответить на все вопросы и запросы рынка в этой сфере, а потом уже заниматься проверками и всем остальным. Что касается плана, то план утверждается мною в рамках всей Федеральной службы. Более детальный план будет утвержден руководителями наших территориальных управлений. В целом наша система работы выглядит следующим образом: мы, как федеральный орган, рассматриваем все жалобы на федеральные органы исполнительной власти, то есть на министерства, ведомства, надзоры, агентства - вот этим занимается наш центральный аппарат. Кроме того, мы рассматриваем все госзакупки, так или иначе связанные с государственной тайной и обороной. Наши территориальные управления рассматривают все жалобы по госзакупкам, которые проходят в субъектах РФ на уровне органов местного самоуправления, кроме тех, которые связаны с государственной тайной и обороной. Вот так распределены наши обязанности. Если вы немножко знакомы с тем, как работает ФАС по другим вопросам, то у нас есть одна особенность - у нас отсутствует так называемая внутренняя апелляция: то есть решение, которое выносится нашим территориальным органом где угодно, является окончательным и руководитель ФАС не может его отменить. Все процедуры проводятся непосредственно на территории. Но представьте себе обратную картину: наше территориальное управление вынесло бы какое-нибудь решение, а следующая жалоба пришла бы к нам в центральный аппарат, и мы, в центральном аппарате, по новой рассматривали бы это дело. Это привело бы к излишней бюрократизации, то есть я как руководитель антимонопольной службы обладаю правами наложить взыскание, даже уволить руководителя территориального управления, например, за плохую работу, но я не могу отменить его решение. Это может сделать только суд, и в этом смысле у нас работает 74 управления по всей стране - 74 автономные структуры, которые имеют полную автономию в вынесении решения, и это позволяет нам надеяться на то, что эта процедура будет достаточно быстрой без излишних пересылок в Москву документов и т. д. Поэтому что касается проверок, то я думаю, что проверки мы начнем проводить со второго полугодия, в некоторых случаях это будут просто наши визиты к государственным заказчикам и проверка документации, в некоторых случаях это будут рейды, которые будут соответствующие электронные системы смотреть, как они работают. В целом, это не будет что-то такое ужасное для заказчиков, это будут, скорее всего, добрые беседы о том, как улучшить работу. Во всяком случае, в 2006 году, скорее всего, будет так.

Ведущий: Вопрос задает Марина Александровна из Твери. Как ФАС борется с нарушениями в области закупок товаров и услуг, обладающих уникальностью, но имеющих однородные аналоги? То есть когда конкурсная документация составляется с учетом уникальных свойств товара или специфики, а дистрибьюторы такого товара или услуги сознательно по сговору готовят котировки или конкурсные заявки. А в результате повышается цена закупки и выигрывают заранее известные организации.

Артемьев И.Ю.:

Все, что касается различного рода сговоров, то они могут осуществляться как между самими компаниями-участниками конкурса, так и между недобросовестными чиновниками и отдельными компаниями, мы уже пришли к выводу, что в этом случае мы будем применять статью шестую нашего закона. А именно, классифицировать такие действия как согласованные действия или как действия по созданию картелей. Такие сговоры мы считаем наиболее общественно опасными действиями в процессе государственных закупок. Это могут быть совершенно разные сговоры: о цене, о каких-то преимуществах того или иного товара. Мы понимаем, что такого рода сговоры разрушают саму систему госзакупок в большей степени, чем любые другие действия. В связи с этим мы хотим напомнить, что если антимонопольный орган эти сговоры сможет классифицировать и доказывать как картели, то будет наряду с административным взысканием применяться и статья 178 Уголовного кодекса. И сразу мы хотим всех предупредить, что, несмотря на трудности, которые могут возникнуть с правоприменением в этой сфере, мы будем последовательно двигаться в направлении уголовных санкций, особенно в отношении государственных чиновников, которым государство доверило огромные возможности от своего имени распоряжаться огромными ресурсами. И тот, кто не только не оправдывает это доверие, а еще идет на преступление, поскольку создание картелей - это преступление, совершенно очевидно, должен за это заплатить, может быть, даже и лишением свободы. Наш взгляд такой. Это то, что касается сговоров. То, что касается однородных аналогов и товаров, обладающих уникальностью. Понимаете, если бы один человек принимал решение, то тогда можно было бы только надеяться, что у него в голове какие-то правильные представления об однородных товарах сидят или еще о чем-либо. На самом деле для антимонопольной службы такой порядок, хотя является достаточно трудоемким, но, тем не менее, является достаточно традиционным. Мы в таких случаях используем опросы потребителей. Обращаемся к неопределенному кругу лиц, статистически репрезентативному, покупателям, потребителям услуг и спрашиваем: это однородный товар или неоднородный товар? И затем с помощью несложных математических формул подсчитываем мнение потребителей. И проще говоря, если не вдаваться в специфику всяких антимонопольных инструкций, если потребитель считает этот товар однородным, то так оно и есть. А если он может его заменить каким-то другим, то, стало быть, он неоднородный. Так мы и будем делать. Мы так и делаем при расследовании монополистических проявлений в ведении антимонопольных дел. Что касается товаров, которые обладают уникальностью, я сразу хочу раскрыть небольшой секрет. Это очень важно, чтобы наши пользователи Интернета и участники нашей интернет-конференции сразу знали, в каком направлении идет движение по подготовке нормативных актов. В распределении реестров товаров и услуг, которые (товары и услуги) в обязательном порядке должны закупаться на аукционе, есть очень важная оговорка, что если этот товар или услуга относятся к уникальным объектам, уникальным либо особо опасным в плане строительства, необходимо учитывать приказ. Специальный приказ Госстроя, который говорит, какой в данном случае проект является опасным в техническом смысле или какой объект является уникальным. В этом случае аукцион может не проводиться, будет проводиться конкурс, поскольку в этом случае очень важным является качество товара, например, надежность соответствующих конструкций в строительстве. Поэтому в этих случаях будет не аукцион, а конкурс. Это в отношении уникальных товаров. Еще раз подчеркиваю, уникальные, особо опасные и другие товары будут определены соответствующими приказами либо постановлениями Правительства, но сейчас есть уже приказ Госстроя, который эту категорию подробно описывает.

Ведущий: Вопросы задают Нефедова Е.Г. из Мурманска и Новиков Лев Николаевич из Новгорода. Ваша служба - по сути, единственное ведомство в России, которое возбуждает дела в отношении государственных чиновников. Насколько это мешает или способствует развитию конкуренции в России, особенно на региональном уровне? Бывают ли у Вас проблемы во взаимодействии с чиновниками, ведь политический вес исполнительной власти в регионах неизмеримо выше, чем у Ваших сотрудников? И в продолжение темы: каков процент удовлетворенных исков против чиновников?

Артемьев И.Ю.:

Спасибо. Я приведу здесь две цифры, даже три. Из всего количества дел, которые рассматривает антимонопольная служба, самые неприятные дела, по понятным причинам, это дела против других государственных чиновников. Статистика говорит о том, что за эти десять последних лет количество правонарушений со стороны чиновников увеличилось в три раза и в целом за десять лет составило 52% от всех дел, которые ведет антимонопольная служба. Соответственно, когда мы возбуждаем дела или передаем, кроме, собственно, наших административных дел, материалы на других чиновников в Генеральную прокуратуру, возбуждаются уголовные дела. Естественно, вряд ли вы найдете среди чиновников людей, которые бы нам аплодировали и относились к нам хорошо. Мы всегда очень гордимся, когда к нам относятся нейтрально. Но чисто эмоционально для чиновника представить, что его преследует другой чиновник, такой же по своему статусу государственный служащий, всегда очень тяжело. Поэтому раздражение, которое возникает у федеральных структур, когда мы выносим свои решения, осуждающие те или иные действия, привлекая высших должностных лиц тех или иных ведомств к ответственности, очень велико. Поэтому от нас требуется определенный такт и дипломатичность, но при этом мы должны исполнять свой долг. Исполнение своего долга представляется наиболее важным во всей этой истории. Поэтому здесь все понятно. Что касается региональных ситуаций, то представьте себе огромную администрацию, мощного губернатора и маленькое наше управление, которое находится где-то недалеко от административных зданий. И представьте себе, что это управление выносит решение по статьям 7, 8 или 9, по нашим статьям, которые следят за тем, чтобы чиновники не нарушали конкурентное законодательство, в том числе и законодательство в области госзакупок. Но те губернаторы, которые работают давно, как правило, довольно спокойно относятся к этим ситуациям, они давно уже все это пережили, и, как правило, идет нормальный диалог. Но у нас есть такие губернаторы, которые давно сделали удельное княжество из своей территории, где не действуют многие федеральные законы. Эти губернаторы позволяют себе такие вещи, которые в цивилизованной стране вообще происходить не должны. Вплоть до того, что силовые структуры начинают заниматься частной жизнью наших руководителей. Идет самое настоящее давление, преследование в отношении сотрудников нашего аппарата на территориях и просто откровенное хамство. В таких случаях мы предпринимаем решительные меры на уровне центрального аппарата в отношении этих губернаторов уже с помощью федеральных силовых структур. Мы жалуемся, мы доказываем нашу правоту, мы пытаемся защитить наших работников и будем всегда это делать. Если рассматривать с точки зрения атаки на нас со стороны коррумпированных чиновников в связи с 94-ФЗ, то, учитывая, что коррупция в этой области распространена очень широко, мы никаких иллюзий по этому поводу не испытываем. Такие атаки будут продолжаться и усилятся. И они уже усилились в настоящее время, прежде всего, на уровне наших территориальных звеньев, в том числе со стороны органов местного самоуправления, отдельных - подчеркиваю, небольшого числа - губернаторов, отдельных губернаторов, криминальных структур, которые иногда связаны с государственными чиновниками, и так далее. Это требует от нас определенной воли для того, чтобы 94-ФЗ в принципе исполнялся на территориях.

Ведущий: Нет ли необходимости пересмотреть требования 94-ФЗ. Так, участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, на конверте которого не указаны атрибуты фирмы, вправе отозвать свою заявку в любое время до момента вскрытия конкурсной комиссией конвертов с заявками на участие в конкурсе. Каков механизм возврата заявок, поступивших в установленный срок (в случае их отзыва участником размещения заказа)? Что делать с отозванными заявками: возвращать невскрытыми по адресу, который указан в уведомлении об отзыве заявки, или отдать нарочному? Закон ничего не говорит о доверенности при подаче заявки или отзыве заявки. Тут встает вопрос нечистоплотности конкурентов. Зная, что фирма N подает заявку, можно даже заказать печать, сделать доверенность, подделать подпись и удалить конкурента с конкурса. Тем более что про доверенность 94-ФЗ умалчивает. Как гарантировать от подачи заявки и отзыва заявки лицом, на это не уполномоченным? А это чревато очень неприятными вариациями... При почтовой пересылке документов встает проблема наличия на конверте 'обратного адреса' - почтовая служба это требует, указывать фиктивный? Такой интересный вопрос задал А.А. Гладков (ИМЭИ МЭРиТ) из Москвы.

Артемьев И.Ю.:

Мне кажется, что не все так страшно. Надо успокоиться, посмотреть на эту проблему действительно спокойно, потому что здесь я могу только два ответа на эту тему дать. Вовсе не 94-ФЗ вводится определение и понятие доверенности, а Гражданским кодексом, поэтому все хорошо. Спокойно открывайте Гражданский кодекс - там можно все прочитать по поводу того, как получается доверенность. И, конечно же, доверенность потребуется при такого рода действиях. Во-вторых, вторая часть ответа. Как вы знаете, заявки обычно укладываются в начале в один конверт, на котором написано название организации, подавшей соответствующую оферту. А сверху накрывается вторым конвертом, на котором ничего уже не написано, поэтому не забывайте про тот конверт, который внутри. Если кто-то подаст в соответствии с доверенностью, которая проверит заявку на отзыв (извините за тавтологию) заявки, то тогда конкурсная комиссия (не один гражданин, а конкурсная комиссия) в присутствии всех вскроет первый конверт, достанет из него второй, определит, то ли это, и отправит уже по адресу, указанному в журнале регистрации заявок, вашу оферту, вернет ее вам. А все остальные граждане, в том числе мошенники и хулиганы, которые потребуют отозвать вашу заявку неправомерно, не смогут этого сделать, потому что доверенность все равно будет проверена. Будет определено, тот ли выступает за гражданина от имени доверителя или какой-то другой. Во всяком случае, я не вижу здесь большой проблемы. Если здесь что-то еще не так делается, то я думаю, что можно будет поправить. Тем более что, замечу, 94-ФЗ - это первый закон в Российской Федерации, который определил, что во время конкурса разрешается и аудиозапись, и видеозапись. Причем видеозапись и аудиозапись может осуществлять любой гражданин, в том числе любой участник конкурса. И все действия соответствующих конкурсных комиссий, если это важный конкурс, будут фиксироваться на видеопленку, это будет служить потом доказательством правоты или неправоты в судах. Это очень важный момент.

Ведущий: Как должен поступить заказчик, если в заявке участник размещения заказа представил несколько предложений на один лот? Вопрос поступил от Горлачевой Ольги Александровны из Кемерово.

Артемьев И.Ю.:

Мне кажется, что все зависит от той формы, в которой будет проходить соответствующее участие. Если это аукцион, то соответствующие заявки будут в режиме реального времени подаваться, каждый будет говорить 200, 300, 100, 150 и т. д. Будет идти торговля в режиме реального времени, и в этом смысле количество конвертиков вообще будет с точки зрения 94-ФЗ весьма и весьма ограниченна. Если же он представил заявку, из которой невозможно установить реально, что имелось в виду, то такая заявка будет признана недействительной. Можно написать три цифры, тогда как же определить, в чем ваша-то воля заключалась, какую цифру вы, в конечном итоге, имеете в виду? Аукционы либо электронные, либо в режиме реального времени позволят вам назвать любую цифру, правда, при этом вы все, я имею в виду участников конкурса, должны будете представить соответствующую банковскую гарантию, страхование своей ответственности либо договор о залоге своего депозита в банке. И в том случае, если кто-то захочет развлечься и сорвать фактически аукцион или конкурс, то он заплатит до 10 процентов стоимости контракта, потому что это все делается в форме предварительного задатка, в форме предварительного обеспечения, которое осуществляется до того, как, собственно, сам конкурс проводится.

Ведущий: Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 94-ФЗ установлены обязательные требования к участнику размещения заказа. Пунктом 3 статьи 12 предусмотрено право заказчика, уполномоченного органа запросить у соответствующих органов и организаций сведения о проведении ликвидации участника размещения заказа - юридического лица, подавшего заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в аукционе, проведении в отношении такого участника - юридического лица, индивидуального предпринимателя процедуры банкротства, о приостановлении деятельности такого участника в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о наличии задолженностей такого участника по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня и в государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, об обжаловании наличия таких задолженностей и о результатах рассмотрения жалоб. Указанные органы и организации в течение десяти дней обязаны предоставить необходимые сведения по запросу заказчика, уполномоченного органа. Просим разъяснить, какие органы и организации являются уполномоченными на предоставление заказчику, уполномоченному органу вышеуказанных сведений об участниках размещения заказа. Вопрос поступил из ФГУ, Москва.

Артемьев И.Ю.:

Здесь тоже нужно все делать в соответствии с законодательством, и не только в соответствии с новым 94-ФЗ. Понятно, что органом, уполномоченным давать какие-либо разъяснения в отношении задолженности в бюджеты всех уровней, является налоговая инспекция. Также налоговая инспекция ведет, как вы знаете, реестр организаций, зарегистрированных в РФ и, соответственно, имеет данные о процедурах ликвидации. Она же является консолидированным представителем от казны РФ, субъектов РФ в отношении дел по банкротству, и она же обладает информацией по поводу того, не находится ли предприятие в ситуации банкротства либо ликвидационных процессах, поэтому обычным нашим партнером по большинству вопросов, здесь перечисленных, будет налоговая инспекция. Какие-то специфические вопросы тоже могут при этом возникать, поэтому это могут быть и другие органы исполнительной власти РФ, уполномоченные на то Правительством РФ, законами. В частности, это касается тех полномочий, которые изложены в документах, которые называются 'Положение о федеральном органе исполнительной власти'. У каждого это 'Положение' свое, и там подробно расписано, на какие вопросы они вправе отвечать.

Ведущий: Следующий вопрос поступил из Великого Новгорода от Шульцева Владимира Александровича. Добрый день. Вопрос короткий... Соотношение ст.ст. 70, 71 Бюджетного кодекса РФ (размещение заказов федеральным учреждением по смете без заключения госконтрактов при суммах по сделке до 2000 МРОТ) и 94-ФЗ (госконтракты при суммах выше 60 тыс. рублей). Что применять? Судебная практика склоняется к применению в первую очередь кодекса, однако большинство специалистов в этом не уверены. Спасибо за ответ.

Артемьев И.Ю.:

Спасибо за вопрос. Мы обязательно посмотрим это противоречие, постараемся, чтобы не было никаких разночтений, думаю, что мы сможем вместе с Министерством финансов РФ дать определенные разъяснения по этому вопросу. Хочу лишь подчеркнуть, что в первом случае речь идет о том, когда заключается контракт. Это то, что касается Бюджетного кодекса, если я правильно понял. А во второй говорится о том, что можно платить наличными. Так вот мне кажется, что надо посмотреть эту проблему. Это немножко разные проблемы, поскольку, когда я плачу до шестидесяти тысяч рублей, осуществляю госзакупку, я все равно осуществляю устную либо письменную сделку, то есть госконтракт как таковой там присутствует в той или иной форме. Но я согласен, что надо это противоречие поправить.

Ведущий: Следующий вопрос задает Рогин А.В. из Волгограда. Согласно ФЗ-94 Статья 1 п. 2: 'Настоящий Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, если такие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке'. Вопрос: какие ограничения накладывает законодательство РФ на применение данной статьи? Как часто Заказчик может осуществлять закупки по данной статье закона и связано ли это с одноименной продукцией?

Артемьев И.Ю.:

Несмотря на то, что в законе отсутствует прямое указание на то, как часто можно это делать в отношении другого вида закупок на основании котировок, установлено соответствующее ограничение в отношении одного квартала. Руководствуясь принципом аналогии права, до внесения изменений в соответствующий ФЗ-94 мы считаем, что и в отношении одноименных товаров, которые осуществляются при закупках с помощью наличных средств в рамках лимита, установленного ЦБ, должен действовать точно такой же лимит в пределах квартала, тот же срок будет в пределах квартала.

Ведущий: Следующие вопросы поступили от Петра Васильевича из Санкт-Петербурга и Степанова Михаила Эдуардовича из Махачкалы. Много было разговоров о создании реестра недобросовестных поставщиков и покупателей, на новом ресурсе zakupki.gov.ru присутствует ссылка на реестры, но сами они не отображаются. Сформированы ли на данный момент соответствующие реестры? Если да, то почему к ним нет открытого доступа? Игорь Юрьевич, представляется, что реестр недобросовестных поставщиков и заказчиков может быть использован определенными структурами в целях нивелирования имиджа конкурента. По факту, попадание в указанные реестры повлечет невозможность победы в торгах. Как осуществляется ведение реестра, кто несет персональную ответственность за качество его наполнения? Какими должны быть действия лица, обнаружившего себя в таком реестре, но не совершавшего недобросовестных действий? А если это произошло накануне участия в важном конкурсе по закупкам? Спасибо

Артемьев И.Ю.:

Спасибо, это еще один вопрос, в котором содержится много упоминаний нерешенных проблем, которые мы должны решать вместе с предпринимательским сообществом. Хочу отметить, что в настоящее время реестра не существует. По закону Федеральная антимонопольная служба будет его вести, но, конечно же, мы можем включать в реестры только те фирмы, которые нарушили ФЗ-94 уже после того, как он вступил в силу, то есть после 1 января 2006 года. Соответственно, отсылка, которая сейчас не работает, на что указал наш респондент, совершенно понятна, поскольку этот реестр будет формироваться позднее. Согласно общему действующему законодательству тот, кого мы включим в соответствующий реестр за грубые нарушения в процессе осуществления торгов или за предоставление ложных или заведомо ложных сведений и других нарушений, вправе будет, разумеется, оспорить действия Федеральной антимонопольной службы в суде. И, соответственно, только суд в конечном итоге установит, права ли была Федеральная антимонопольная служба в том случае, если включила ту или иную компанию за определенные нарушения в реестр. Иными словами, будет складываться судебная практика. Как она сейчас пойдет, за какие нарушения в конечном итоге судьи будут устанавливать такую форму ответственности: как включение в соответствующий реестр? - мы с вами еще не знаем, поскольку ни одного судебного дела пока еще не прошло. Более того, мы сейчас заняты другим делом, я еще раз хочу подчеркнуть, примерно шесть месяцев после вступления закона мы заняты тем, чтобы вместе с рыночными структурами, структурами исполнительной власти выработать консенсус по поводу применения закона, издать и выпустить нормативные акты, рассмотреть те жалобы, которые сегодня существуют. Поэтому чуть позже, думаю, во втором полугодии, мы уже начнем более активно применять эту форму работы, но сейчас пока у нас таких заявлений соответствующих конкурсных комиссий нет. По нашей собственной инициативе пока у нас нет ни одного факта, и еще я не видел ни одного документа по нашей службе, которые предлагали бы включить какую-либо компанию в этот реестр. Мы с этим не торопимся, потому что это очень жесткая мера, которая влечет за собой серьезные последствия. Поэтому без того, чтобы мы реально разобрались, как и в каких случаях это следует делать, мы это практиковать не будем.

Ведущий: Уважаемый Игорь Юрьевич! И еще два связанных вопроса: антимонопольное законодательство в части размещения госзаказа прописывает, что "не допускается ...участие в торгах государственного или муниципального заказчика, его работников и аффилированных лиц, а также... членов конкурсной или аукционной комиссии и их аффилированных лиц". Итак, участие не допускается, но каков может быть механизм не допустить такого участия? 94-ФЗ имеет ограниченный перечень случаев не допустить участника размещения заказа к участию, где случай с аффилированными лицами не прописан. И если аффилированный с заказчиком участник "по определению" должен быть известен этому заказчику, то выявить аффилированных между собой участников (тем более группу лиц) без их "квалификации", что не предусмотрено 94-ФЗ, невозможно. Отсюда второй вопрос: в части 7 ст. 47. наложен запрет на заключение контракта при запросе котировок со "вторым" участником при отказе от заключения контракта победителем, если они "аффилированы". Но как заказчик может об этом узнать? Спасибо. Интересуется Гладков Александр Александрович из Москвы.

Артемьев И.Ю.:

Приведу несколько ситуаций, как вообще полагается это решать и как это решают в мире. Например, в Соединенных Штатах каждый участник конкурса на госзакупки подписывает некое обязательство, в котором записаны примерно следующие вещи: в процессе подготовки госзаказа я не вел ни с кем переговоров о фиксации цен, раздела рынков; я не нахожусь в отношениях единой группы лиц (т. е. аффилированности, говоря терминологией антимонопольного законодательства) ни с одним из участников, а перечень мне был представлен, я с ним был ознакомлен и т. д. Зачем это делается? Это делается для того, чтобы в том случае, если в конечном итоге выясняется, что компании были аффилированы, предъявляются уголовные и административные санкции. Причем эта подписка расценивается как признание того, если потом выяснилось иное, что был умысел, сознательное введение в заблуждение государственных органов, в том числе органов следствия и т. д. Но это у них. Я, кстати, хочу сказать, что со временем мы будем рекомендовать и будем просить Правительство выйти с такой законодательной инициативой, чтобы нечто подобное сделать у нас, но со временем. Скорее всего, в 2007 году. Теперь что касается аффилированности и откуда все это возможно узнать. Ну, во-первых, по требованиям Федеральной антимонопольной службы при необходимости все участники обязаны будут раскрыть свои группы лиц. И, соответственно, если в короткие сроки, предшествующие заказу, мы это не успеем сделать, то уж на основании жалоб в последующее время мы это сделаем. И тогда-то, если будет установлено, что это единая группа лиц, можно попасть в реестр недобросовестных поставщиков либо добиться того, что соответствующий контракт будет расторгнут - и вообще попасть под санкции. Причем прямые санкции, которые есть в антимонопольном законодательстве, вплоть до уголовных санкций. Поэтому, скорее всего, такая ситуация действительно будет, здесь наш респондент также абсолютно прав, когда в большинстве случаев мы не будем знать в момент проведения конкурса, не является ли кто-либо аффилированным. Но дело все в том, что на рынке спрятать информацию довольно сложно. Если кто-либо обратиться к нам или журналисты проведут расследование свое собственное, огромное количество информации черпаем из расследований журналистских. И сразу хочу сказать - это одна из наиболее профессиональных и точных информаций, которые мы получаем в настоящее время. Если об этом мы узнаем, то, соответственно, будут санкции, и такие, что мало не покажется. Поэтому все будут заявлять свою, на мой взгляд, более или менее точную позицию и будут избегать участия одновременного в конкурсе двух или более компаний, которые имеются у одних и тех же собственников, например. Но здесь есть большая проблема, 19-ФЗ в связи с принятием 94-ФЗ внесены изменения в различные законодательные акты Российской Федерации, в том числе и в нашу статью 9. Вот, собственно, наш уважаемый респондент, Александр Александрович Гладков из Москвы, ее цитирует, и проблема заключается не совсем в том, что сказано было в вопросе, а в другом. Мы не знаем сейчас, как нам действовать, поскольку эта статья практически исключила из круга участников конкурсов государственные унитарные предприятия или муниципальные унитарные предприятия, которые уж точно являются аффилированными, в том случае, если соответствующие правительства субъектов Российской Федерации, Правительство Российской Федерации проводят соответствующие конкурсы. Я должен сказать, что эта статья корректировалась без нашего участия, непосредственно при принятии этого закона рабочей комиссией Совета Федерации и Госдумы, и я пока не вполне могу понять, что это такое: революционный шаг вперед с заранее обдуманными намерениями? Ну, скажем, если так трактовать эту новеллу, то Федеральной антимонопольной службе следует снимать с конкурсов все казенные предприятия, все оборонные предприятия, поскольку понятно, что они аффилированы с государственными структурами, все водоканалы и т. д. И кто-то думал об этом, внося соответствующие нормы. Но мы не знаем, может, речь идет все-таки о том, что эту норму нужно корректировать, думать при ее применении, хотя бы потому, что Конституция устанавливает совершенно равные права в отношении частной и государственной собственности, в том числе, если дальше продолжать, на участие в соответствующих конкурсах. Поэтому мы запросили Минюст, Правительство России, а пока на практике сейчас не предлагаем снимать унитарные предприятия, поскольку считаем, что в этом случае будет нарушена Конституция.

Ведущий: Что Вы можете сказать о доработке закона 'О защите конкуренции', проект которого уже прошел первое чтение в Государственной Думе и, возможно, может быть принят к лету текущего года? Можно ли будет с точки зрения этого закона защитить бизнес от так называемой 'государственной помощи'? Вопрос задает Мишуев Н.Н. из Воронежа.

Артемьев И.Ю.:

Должен сказать, что доработка закона с нашей стороны абсолютно завершена еще полгода назад, когда были сформулированы все поправки, и мы ожидали, что до конца прошлого года ГД примет закон во втором чтении. Но закон, очевидно, не нравится крупным монополистическим структурам и связанным с ними чиновникам, которые всячески блокируют прохождение этого закона. Тем не менее, я думаю, что нам удастся 'прорваться' с законом, поскольку нам хорошо известно, что руководство Правительства нас поддерживает, и я думаю, что в ближайшее время эти поправки ко второму чтению к закону 'О защите конкуренции' будут отправлены в ГД. Но, повторяю, нас не удивляет та борьба, с которой мы столкнулись при прохождении этого закона. Потому что новый закон, конечно же, наводит очень серьезный порядок в этой сфере. А что у нас происходит в экономике из-за действий монополистов, вы все прекрасно знаете. Но меня очень удивляет, насколько за последние десять лет большое влияние на политические, по сути, процессы (а принятие любого закона - это политические процессы) получили олигархия и крупные монополистические структуры. Вот пример прохождения нашего закона свидетельствует о том, что, несмотря на все наши усилия, поддержку руководителей Правительства, олигархические структуры сегодня имеют возможность уже в течение двух лет тормозить прохождение этого закона. Это говорит о том, в каком состоянии находятся наша экономика и политические процессы в нашей стране. Это очень тревожный, на наш взгляд, сигнал. Что касается государственной помощи, о чем спрашивал уважаемый коллега Мишуев, то как раз в новом законе появляется целая глава, которая устанавливает запрет на так называемую государственную помощь. О чем идет речь? Речь идет о том, что запрещается предоставление индивидуальных преимуществ отдельным компаниям со стороны государства, работающим на рынке. То есть если есть рынок, например, одна компания ни с того ни с сего и получает субсидию из местного бюджета. С какой стати? Остальные должны помирать, что ли? Это неравные условия, это нарушение закона о конкуренции. Или, скажем, какой-нибудь один поставщик получает арендную плату в сто раз ниже, чем все остальные, с какой стати, почему? И так далее. Формы государственной помощи могут быть самые разнообразные, но всегда (что содержится в определениях нового закона) это такая история, когда чиновник, распоряжаясь общественным ресурсом, направляет этот ресурс в адрес одной компании и предоставляет ей какие-то преференции. А другие компании не получают таких возможностей. Что создает искажение конкуренции. И кстати, если новый закон будет принят, то мы должны будем следить и за тем, чтобы государственная помощь не предоставлялась, а если она была предоставлена, то мы должны будем по суду добиваться расторжения соответствующих договоров и наказывать недобросовестных чиновников через судебные процедуры, вплоть до уголовной ответственности.

Ведущий: Не так давно Президентом РФ был подписан новый закон 'О рекламе', согласно которому эфирное время на рекламу будет уменьшено. В связи с этим можно предположить, что расценки на рекламу вырастут. Как это может отразиться на потребителях? Не переложат ли рекламодатели свои возросшие расходы на их плечи? Интересуется Горелова Наталья из Тулы.

Артемьев И.Ю.:

Здесь надо понять непростой процесс при повышении цен. Разговоров-то очень много, что вот сейчас цены повысятся и что это обязательно произойдет. А если мы на секундочку задумаемся: а кто распространяет эту информацию о том, что цены обязательно вырастут? Может быть, эту всю историю и всю информацию распространяют компании, которые размещают рекламу? Может быть, там тоже есть монополисты? Случайно, нет ли там монополистов в деле размещения телевизионной рекламы? И может быть, как раз этим компаниям выгодны сегодня эти разговоры, чтобы все уже заранее были готовы к тому, что расценки будут взвинчены? И наши производители, я имею в виду не только российских, но и иностранных производителей, действующих на территории России, заведомо были готовы уже открыть свой кошелек и заплатить побольше, чтобы продвинуть свой товар? Понимаете, здесь мы часто сталкиваемся с такими играми, поэтому я хотел бы отметить, что мы сейчас анализируем в целом рынок телевизионный рекламы. Мы закончим нашу работу уже в апреле и тогда сможем окончательно определить, является ли рынок телевизионной рекламы отдельным рынком. И, соответственно, если это будет отдельный рынок, то тогда такие компании, как 'Видеоинтернэшнл' и некоторые другие, могут быть признаны компаниями, занимающими доминирующее положение. И тогда определенное регулирование цен в отношении этих компаний, проверочная деятельность с нашей стороны неизбежны. Конечно, когда уменьшается количество рекламы на телевидении, с одной стороны - это благо для психологического здоровья нации, а с другой - это уменьшение некоторых доходов как самих компаний, размещающих телерекламу, так и, собственно, самого процесса подготовки передач, фильмов и т. д. В данной ситуации нужно найти золотую середину, которая, как мне кажется, и будет найдена. Но хочу подчеркнуть, что еще полтора - два года назад мы обсуждали (по-моему, даже у вас) проблему, что будет с рекламой, с новым Законом 'О рекламе'. Тогда мы говорили тем самым рекламщикам: 'Коллеги, будьте осторожны! Не доводите до исступления народ своей назойливой рекламой. Если вы доведете народ до исступления, то в конечном итоге законодатели примут против вас драконовские меры'. Что произошло и по линии табака, и по линии игорного бизнеса - народ просто достали все эти игорные заведения. То же самое произошло и с рекламой. Законодатели, чтобы просто быть адекватными своим избирателям, чтобы отвечать на их вопросы, вынуждены были принять если не драконовский, то очень жесткий Закон 'О рекламе'. Просто довели всех до ручки. Позволяли себе бог знает что, вызвав такой резонанс в обществе. Поэтому теперь нужно в обратном направлении двигаться. Многие не желают вникать в то, что у кого-то проблемы с деньгами. Они говорят: 'Слава богу, этой рекламы, которая уже нас всех довела, будет меньше'. Их можно понять.

Ведущий: Игорь Юрьевич! Вопрос немного не по теме, но мне кажется, это не менее важно. Дайте, пожалуйста, ответ. Приближается новый посевной сезон, неминуем рост цен на ГСМ. Как ФАС будет реагировать на скачки цен? Какие прогнозы у ФАС относительно изменения уровня цен на ГСМ этой весной? Контролирует ли ФАС в настоящее время эту ситуацию? Надеемся, что сюрпризов никаких не будет. Вопрос прислал Стас Игорев из Тамбова.

Артемьев И.Ю.:

Мы проводим еженедельный мониторинг по всей стране. Мы знаем, сколько стоят нефтепродукты в стране практически в режиме реального времени каждый день. Этим мы занимаемся с нашими уважаемыми коллегами из территориальных управлений. Соответственно, с точки зрения информированности здесь большой проблемы нет. Второе, мне кажется, что в этом году соответствующие ожидания роста и сам рост будут значительно меньше, потому что те переговоры, которые проведены Правительством РФ с нефтяными компаниями, на самом деле, скорее всего, приведут к тому, что во время весенней, во всяком случае, компании посевной не будет существенного роста цен на ГСМ. И когда нас спрашивают, не являются ли такие действия Правительства в отношении нефтяных компаний ценовым сговором, который должен квалифицироваться антимонопольной службой, как сговор с соответствующими санкциями, то я обращаю внимание всех уважаемых наших респондентов и коллег на то, что в антимонопольном законодательстве есть еще и так называемое правило социально-экономического эффекта. Если заключена даже устная, а не письменная договоренность, в том числе о том, что цены не будут расти, и это будет применено, то, поскольку социально-экономический эффект от такого решения будет, безусловно, позитивным, все мы с вами будем меньше платить, то Федеральная антимонопольная служба, разумеется, не будет возбуждать никаких дел по этому поводу, и это было бы абсолютным бредом и ерундой. Конечно, другие формы регулирования представляются более эффективными, более надежными, в частности, то, что предлагается делать в будущем в отношении биржевой торговли нефтепродуктами, корректировки НДПИ и целого ряда других экономических мер, которые являются гораздо более долгосрочными и долгоиграющими в смысле перспектив. Я думаю, что это все будет сделано в 2006 году, и мы станем свидетелями того, что соответствующее экономическое регулирование будет применяться. Но в целом я думаю, что в этом году ситуация будет мягче, чем она была раньше.

Ведущий:

К сожалению, время нашей конференции подошло к концу и остается только поблагодарить Вас, Игорь Юрьевич, за интереснейшие ответы. Нам кажется, что количество сторонников закона 94-ФЗ в результате конференции стало больше. Приятно, что Федеральная антимонопольная служба России оценивает этот закон как позитивный и готова осуществлять возложенный на нее контроль. Будем надеяться, что этот закон позитивно воспримут все бизнес-сообщество, которое занимается госзакупками, и госзаказчики. Спасибо.

Артемьев И.Ю.:

Большое спасибо. Будем надеяться.

Читать ГАРАНТ.РУ в и